Весенняя искра: как родился великий Шахтер
Из чего возникает великая команда? Конечно, не из одного отдельно взятого матча. Ее строят месяцами, иногда годами, тщательно прилаживая игроков друг к другу, оттачивая схемы и навыки, приучая к мысли о том, что возможно все. И все же в создании любой команды есть искра, которая окончательно дает ей рождение. Была такая и у великого Шахтера 70-х годов, и о ней вспоминает Terrikon.com...
Команда, которая в 70-х несколько раз брала медали и дважды могла стать чемпионом СССР, была создана начинающим тренером Олегом Базилевичем в 1972, когда Шахтер пошел на понижение, а Высшей лиге была предъявлена в 1973, быстро туда вернувшись. Мы как-то рассказывали о первом сезоне после возвращения отдельно. А сегодня сосредоточимся на самом его начале - на первом матче чемпионата, в котором возрожденные "горняки" должны были показать, в каком статусе вернулись - все теми незадачливыми аутсайдерами, какими их запомнили в 1971, или чем-то новым, поинтереснее и посерьезнее.
Те, кто наблюдал за выступлениями Шахтера в Первой лиге на протяжении 1972, уже знали ответ - они уже видели новую команду Базилевича, которая, когда был окончательно сформирован боевой состав, начала играть широко, быстро, изобретательно. Но из Высшей лиги нижестоящие дивизионы плохо просматриваются. Поэтому элитный советский футбол открывал для себя донецкий клуб заново.
На самом старте сезона, 31 марта Шахтер размялся в Кубке - сыграл с запорожским Металлургом. Выиграл 2:0, причем оба гола забил Виталий Старухин - новое имя для болельщиков. Это были его первые официальные голы за новую команду, куда его взяли (причем с приключениями) из полтавского Строителя. И в чемпионате он тоже забил сразу же. Впрочем, об этом речь чуть погодя.
Итак, первый матч чемпионата СССР, 7 апреля 1973. Соперник - московский Спартак, многократный чемпион Союза и всегда непростой оппонент для Шахтера. Правда, переживал он сложный момент. В сезоне 1972 занял всего 11-е место, и ситуацию не смог удержать даже Никита Симонян - тренер, который еще совсем недавно (в 1969) приводил "красно-белых" к титулу, а потом - к "бронзе". Но его время в Спартаке явно подошло к концу, сезон был провален - и Симоняна попросили на выход.
В Донецк команду привез уже другой человек - Николай Гуляев, хороший спец, работавший со спартаковцами в их звездные 50-е. По состоянию на 1973, в составе оставалось много людей из чемпионского 1969 - Николай Абрамов, Геннадий Логофет, Сергей Ольшанский, Николай Киселев, Евгений Ловчев, Виктор Папаев, Галимзян Хусаинов. Впечатляющее соцветие! Короче, соперник более чем достойный и жаждавший реабилитации за неудачный сезон (что, заметим, ему в перспективе удалось - в чемпионате 1973 Спартак занял 4-е место, а в следующем - 2-е).
Стадион Шахтер был заполнен до отказа. Целый год город не видел большого футбола, а тут сразу - Спартак! Перед матчем в подтрибунных кулуарах случилась забавная ситуация. О ней вспоминал позже Старухин: "У них Саша Прохоров в воротах - землячок, тоже минчанин. Увидел меня перед игрой, округлил глаза: "Ты здесь? Не ожидал... Неужели забьешь?" Как в воду смотрел..."
Да, Старухин забил в своем дебютном матче чемпионата страны, причем довольно быстро - на 24-й минуте. К тому времени стало уже ясно, что играют равные по силам команды - Шахтер совершенно не выглядел новичком. Мы не знаем, как Базилевич настраивал команду, но выглядела она сразу очень уверенной, хоть и пережила некоторый спартаковский натиск в самом начале. В некотором приближении о психологии того состава можно судить по рассказу одного из защитников - Виктора Звягинцева. Как-то, описывая в интервью мне нюансы работы Базилевича с командой, он обратил внимание на умение тренера внушить игрокам веру в свои силы, в то, что нет такого соперника, которого стоило бы бояться. "Если играли, например, с ЦСКА, он вспоминал, как сам им забивал, намекая на то, что это совсем не сложно. А потом то же самое рассказывал, например, про минское Динамо, при этом роняя: "Ну, этим-то я вообще каждый год забивал!"", - вспоминал Звягинцев.
Кстати, Спартак был одной из самых "любимых" команд Олега Петровича – ее ворота он поражал в пяти матчах, причем однажды сделал дубль. Возможно, и перед матчем 7 апреля 1973 вспоминал об этом, настраивая на подвиги подопечных.
Некоторые подвиги действительно потребовались: через 9 минут после гола Старухина спартаковец Валерий Зенков счет сравнял, на перерыв команды ушли с ничьей 1:1, и судьба матча оставалась совершенно неясной. Перед перерывом "горняки" немного стушевались, трибуны тоже слегка приуныли. Но на второй тайм хозяева вышли в боевом настроении - наверное, опять Базилевич нашел верные слова. И на 58-й минуте Владимир Сафонов забил еще один гол в ворота Прохорова.
Больше счет не менялся. Шахтер красиво вернулся в группу сильнейших, показав игру, которой могли позавидовать многие участники чемпионата, главное отличительной чертой которой стала командная динамика. Тот же Звягинцев вспоминал, что Базилевич учил всех постоянно двигаться, понимая при этом, куда ты бежишь и зачем. "Бегать стали в два раза больше, а думать - наверное, в три", - говорил он.
Такой Шахтер увидела в тот день Высшая лига - и таким он будет дальше, на протяжении 70-х. В первый сезон после возвращения займет 6-е место, а потом шагнет еще выше, и не раз...