Демьяненко: "Фредрикссон действительно засчитал нам два мяча из офсайда"
В преддверии чемпионата мира "Спорт" продолжает вспоминать турниры, в которых принимала участие наша сборная. Защитник киевского "Динамо" Анатолий Демьяненко — один из немногих футболистов, сыгравших на трех первенствах планеты: в 1982-м в Испании, в 1986-м в Мексике и в 1990-м в Италии. Своими воспоминаниями Демьяненко поделился с корреспондентом "Спорта".
Леонов и Ножкин влились в коллектив
— Анатолий Васильевич, согласны, что триумвират Бескова, Лобановского и Ахалкаци в 1982-м действительно был "лебедем, раком и щукой"?
— Согласен. Ведь у каждого из них были разные взгляды на футбол. Думаю, это решение было ошибкой руководства. Мне сложно судить, был ли Константин Иванович главным в этом союзе, поскольку я был игроком. Но за результат отвечал именно он.
— Помните, как испанский судья Кастильо "убивал" команду в первом матче с бразильцами?
— Да, не дал пенальти, когда была явная игра рукой. Арбитр в том эпизоде повел себя непрофессионально, скажем так. Там даже не спорный момент был, а чистая "рука". И это, думаю, повлияло на исход игры.
— Какая обстановка была тогда в команде? С тремя тренерами не сложилось ли и группировок киевлян, москвичей и тбилисцев?
— Нет-нет. Обстановка была нормальная. Лично я до сих пор дружу и с Ринатом Дасаевым, и с Вагизом Хидиятуллиным. Так что все было в порядке.
— Решающим матчем для сборной СССР на том первенстве был матч с поляками на втором этапе. Правда ли, что накануне была дана установка играть как можно аккуратнее, без скандалов, потому что в Польше было военное положение?..
— Нет, такого не было. При чем здесь спорт и политика? Просто Польша была командой хорошего уровня. Чуть-чуть нам не хватило тогда для решения задачи — и везения, и опыта. Хотя удача — это немаловажный факт.
— Поддержка популярных артистов помогла сборной?
— В Испанию, помню, приезжали Евгений Леонов и Михаил Ножкин. Отношения с ними были хорошими, они очень быстро влились к нам в коллектив.
— Сейчас немаловажную роль для игроков играет размер премиальных за успехи на международных соревнованиях. А ваши победы оплачивались достойно?
— Конечно, что-то нам давали. Сейчас уже и не вспомню — сколько. Все же много лет прошло. Но всегда было надо прежде всего показать уровень игры, а материальные победы сами придут.
Заговора против Малофеева не было
— Перейдем к чемпионату мира 1986 года. Тогда за три недели до старта первенства из сборной убрали главного тренера Эдуарда Васильевича Малофеева, а на его место назначили Валерия Васильевича Лобановского. Правда ли, что это был заговор киевских динамовцев, которые "сливали" товарищеские игры, чтобы работать со своим наставником?
— Конечно, неправда. На такой шаг руководство спорткомитета пошло по одной простой причине — киевское "Динамо" под руководством Лобановского выглядело очень прилично, выиграло Кубок Кубков, костяк сборной состоял из киевлян. Вот потому и принято было решение назначить Лобановского.
— Олег Блохин на одном из командных собраний открыто выступил против Малофеева?
— Я такого не помню, честно говоря.
— Отношения внутри команды не испортились?
— Нет, прекрасные отношения были что с москвичами, что с тбилисцами, что с минчанами. У игроков никогда не было никаких проблем.
— Физические нагрузки Лобановского не стали сюрпризом для тех, кто не играл у него в "Динамо"?
— Наверное, поначалу было непривычно, но потом ребята привыкли и нормально работали, хорошо переносили нагрузки.
— Разгром со счетом 6:0 сборной Венгрии в первом матче в Мексике произвел фурор?
— Приятно победить на старте с таким счетом. Тем более что незадолго до этого Венгрия обыграла бразильцев в товарищеском матче — 3:0. Это дало заряд уверенности, да и у Венгрии была неплохая команда. Хотя эйфории не было — и с французами сыграли неплохую ничью, и канадцев потом победили.
— А потом случилась игра в 1/8 финала с Бельгией… Теперь уже арбитр Фредрикссон "убил" СССР?
— По содержанию тот матч получился очень хорошим. Швед действительно засчитал два мяча в наши ворота из "вне игры". Это была проблема. Наверное, боялись, что мы можем далеко пойти.
— Лобановскому во время матча стало плохо на тренерской скамейке?
— Не скажу, что сильно плохо. Но он, конечно, переживал, потому что всегда принимал все близко к сердцу.
Камерун — показатель таланта Непомнящего
— Последним чемпионатом мира в вашей карьере стал турнир в Италии, где сборная Союза провалилась в первом же раунде, не вышла из группы. В чем причина?
— Думаю, проблема была в психологии игроков. Хотя и команды нам противостояли очень хорошие. Румыния с Хаджи, Лэкэтушом — отличная сборная! Аргентина — с ней все понятно.
— Еще была сборная Камеруна под руководством Валерия Непомнящего, которая хоть и проиграла нашим в последнем матче со счетом 0:4, но все же вышла из группы с первого места, а потом дошла до четвертьфинала… В чем феномен камерунцев?
— Конечно, это показатель тренерского таланта, что команда из этого региона прошла дальше с первого места. Валерий Непомнящий подобрал отличную команду, и в этом успехе — огромная его заслуга.