Трамп, Гренландия, футбол: большая игра на краю света

Гренландия в начале года оказалась в центре мирового внимания, а ее будущее - в густом тумане. Отвечая на мировой информационный тренд, Terrikon.com исследует тему гренландского футбола.
А он, как ни странно, есть на этом огромном, но покрытом льдом острове...
Футбол в Гренландии отчаянно борется с экстремальным климатом, но остается самым популярным видом спорта на острове. Гренландия, автономная территория Дании с населением около 56 тысяч человек, не имеет членства в ФИФА или УЕФА, что ограничивает ее участие в официальных турнирах. Тем не менее, футбол здесь процветает благодаря энтузиазму местных жителей. Ассоциация футбола Гренландии была основана в 1971, но корни игры уходят в середину XX века, когда датские поселенцы привезли на остров первый футбольный мяч. Первые упоминания о каких-то лигах датируются 1954, а регулярный чемпионат стартовал в 1958. Из-за арктического климата натуральные газоны нереальны — матчи проходят на искусственном покрытии, в крытых залах или на открытых полях стремительным арктическим летом.
История национальной сборной Гренландии, прозванной "Полярными мишками", началась в 1980. Первый международный матч она провела 2 июля в Исландии против Фарерских островов — и проиграла 0:6. С 1989 участвует в Island Games — многоспортивном турнире для островных территорий. В дебютном розыгрыше гренландцы дошли до полуфинала, а лучшие результаты — вторые места в 2013 и 2017.
Другая возможность для самореализации - одноразовые соревнования типа ELF Cup (турнир для непризнанных ФИФА сборных). Там Гренландия показалась в 2006 и заняла третье место в своей отборочной группе, в суровом противостоянии с Кыргызстаном, Занзибаром и Гагаузией. Это можно было считать успехом, что на родине с радостью и сделали.
Из-за того, что соперники Гренландии попадаются часто очень экзотические, ей есть чем похвастаться. Так, самая крупная победа в ее истории — 16:0 над Сарком в 2003 на Island Games (Сарк - отдельно взятый остров в Ла-Манше с населением 560 человек). Наиболее болезненные поражения за все время существования - 0:6 от Фарер (1980), Гернси (2005), Менорки (2009) и Острова Мэн (2017).
Казалось бы, скромный гренландский футбол должен жить тихо и мирно, в стороне от какой бы то ни было высокой политики. В принципе, до Трампа так и было. За одним исключением. В 2001 Гренландия из-за футбола угодила в международный конфликт. Тогда на нее вышли представители Тибета и предложили провести товарищеский матч - первый, кстати, в тибетской истории. Северяне согласились. Но тут об этом узнал Китай - и возмутился: Тибет-то - часть его территории, и без разрешения свыше, по логике властей КНР, играть не мог. Из Пекина пошли угрозы наложить полное эмбарго на импорт гренландских креветок (одна из главных статей дохода острова, кстати). В конце концов, дипломатически ситуацию разрулили, матч состоялся, Тибет был предсказуемо бит 4:1, а китайцы продолжали есть гренландских креветок в прежних количествах.
Домашний чемпионат уникален своей краткостью. Из-за логистических проблем (перелеты между городами дороги и зависят от погоды) сезон сжимается до недели: местные квалификации, затем быстрый финальный турнир с 8 командами в одном городе, обычно в Нууке (крупнейшем городе Гренландии с населением почти 18 тысяч человек). Последний, прошлогодний, 54-й чемпионат прошел в столице с 20 матчами за 6 дней. Старейший клуб B-67 из Нуука — рекордсмен с 13 титулами (последний в 2019). Всего на острове 76 клубов и 5500 зарегистрированных игроков — почти 10 процентов населения! Футзал и юношеские лиги также популярны, но их чемпионаты проводятся раньше, чтобы не пересекаться с сезоном большого взрослого футбола.
Сборная играет домашние матчи на Nuuk Stadium (вместимость 2000 зрителей), и это - единственный национальный стадион. Долгие годы вяло идут разговоры о строительстве более актуальной арены, но пока дело так и не сдвинулось с нулевой точки. Время от времени Гренландия предпринимает судорожные попытки повысить свой статус. В 2014 было получено согласие от Дании выступать отдельной сборной, но эту инициативу зарубила ФИФА. В мае 2024 Гренландия подала заявку в КОНКАКАФ, к которой примыкает географически, но в июне 2025-го получила отказ и здесь. Островитяне не отчаиваются и обещают придумать еще какой-то элегантный ход, чтобы все-таки иметь официально признанную сборную.
При таком бэкграунде вряд ли можно было ожидать наличия среди гренландцев международной футбольной звезды. А она есть. Это Йеспер Гронкьяер, родившийся в Нууке в 1977. Правда, еще в детстве родители увезли его вместе с собой в Данию, где он вырос и стал футболистом сборной, играл на чемпионатах мира и Европы, выступал за Аякс, Челси и мадридский Атлетико. Но гренландцы, разумеется, считают его своим, и как датчанина воспринимают крайне неохотно.
Вообще, конечно, футбол в Гренландии — не столько спортивная игра, сколько способ культурного выражения и связи с миром. С 5500 игроками и медленно, но неуклонно растущей инфраструктурой остров надеется стать частью общемировой футбольной семьи. И знаете, если за дело возьмется Дональд Трамп, у них появляются шансы! Ведь президент США - друг главы ФИФА Джанни Инфантино, вы же помните?
