От Севильи до Гренады: "Барса" сия велика есть
Буэнос, как говорится, диас (или тардес, тут уж, кому как повезло). Мы - в «Барселоне». Впечатлений и переживаний настолько много, что одним текстом я решил не ограничиваться. Читайте пока первый. Скоро будет еще.
Чтобы оценить величие «Барселоны» в полной мере, достаточно, пожалуй, сказать, что 15 – тысячную арену второй команды, расположенную по соседству с грандиозным «Ноу Камп», сотрудники клуба на полном серьезе именуют «нашим мини – стадиончиком». Впрочем, если кого – то и это не впечатляет, приведу еще кое – какие цифры. Годовой бюджет – 320 миллионов евро. Годовой контракт с техническим спонсором – компанией «Найк» - 40 миллионов. Посещаемость клубного музея – самого, к слову, популярного музея Каталонии, - миллион человек в год. Количество одних только естественных полей на два года назад заново отстроенной тренировочной базе – 9 штук. Надо продолжать? Тогда продолжим...
Самое удивительное, что «Барса» никому конкретно не принадлежит. Нет ни в Испании, ни во всем остальном мире человека, который мог бы объявить: «Я – хозяин «Барселоны». Точнее сказать, ни в Испании, ни в остальном мире нет одного такого человека. Их много больше: всего четыре года назад было 120 тысяч, а сейчас – уже сто шестьдесят две, так что есть все основания предполагать, что и этой цифрой число участников образцово – показательного колхоза не ограничится. Записаться в хозяева «Барселоны» - у них это называется «стать членом клуба» - может любой достигший совершеннолетия индивидум, способный ежегодно вносить в клубную кассу 150 евро: национальность, гражданство, половая, расовая и конфессиональная принадлежность не имеют при этом ровным счетом никакого значения. Скажу даже больше, самые почтенные члены клуба, то есть те, кто отпраздновал в этом качестве свое 75 – летие, освобождаются от обязанности платить взносы, при этом сохраняя за собой все делегированные ранее права.
Самое главное из них – право избирать и быть избранным. Голосовать за президента «Барселоны» могут абсолютно все члены клуба, состоящие в нем хотя бы год. Выдвигаться на этот пост – только те из них, кто смог собрать в свою поддержку 3 тысячи подписей. Каждый август из всего состава клуба посредством жеребьевки определяются 6 тысяч участников ежегодной ассамблеи: они обсуждают деятельность избранного ими руководителя и, придирчиво оценивая итоги выступлений команды, решают, достоин ли этот самый руководитель руководить и дальше. В случае, если спортивные результаты команды участников ассамблеи не впечатляют, они запросто могут подвергнуть нефартового президента импичменту и инициировать досрочные выборы.
Кстати, о президенте. Если ему удается усидеть в своем кресле на протяжении всего отпущенного клубным законодательством четырехлетия, он может попытаться проделать то же самое и во второй раз, но избиратьтся на третий срок клубное законодательтство запрещает даже самому выдающемуся президенту. Впрочем, как доверительно сообщил нам заместитель спортивного директора «Барселоны» Пако Мартинес, обнаруживший неплохое знакомство с политической ситуацией в России, «президент может попробовать поступить, как сеньор Путин: «Я ухожу, но оставляю вас со своим другом».
Ближайших «друзей» у президента «Барселоны» насчитывается 14 человек – именно таков численный состав клубного совета директоров. Назначаемые президентом и им же смещаемые, они собираются на свои заседания каждую неделю и обсуждают важнейшие текущие вопросы. В частности, именно совет директоров, и никто другой, решает, выделять или не выделять деньги на покупку того или иного футболиста, которого хотел бы видеть в команде главный тренер. Однако еще до того, как этот вопрос будет вынесен на общее голосование, свое тщательно аргументированнное суждение должнен высказать спортивный директор, легендарный Чики Бегиристайн, в ведении которого находится детско – юношеская футбольная Академия «Барселоны». Пока он не убедит коллег в том, что присмотреный на стороне игрок совершенно необходим клубу, поскольку достойной альтернативы ему в родных пенатах не наблюдается, разговор будет считаться беспредметным.
Между тем, убеждать Бегиристайну становится все труднее, ибо нет в мире футбольного клуба сопоставимого с «Барселоной» уровня, чья школа с таким постоянством поставляла бы первой команде железных игроков основы. Судите сами: Пуйоль, Месси, Кркич (более известный как Боян), Вальдес, Иньеста, Чави. Все они – воспитанники «Барсы». Все – плоть от плоти ее, и кровь от крови.
Но о том, какой именно кровью дался им звездный статус, я расскажу несколько позже.
Пeтр Брантов