Виктор Дердо: "Растут гонорары, растет и давление"
- После матча «Харькова» и «Таврии» у многих возникли претензии к арбитражу Андрея Шандора, не назначившего пенальти в ворота крымчан...
- А сам Шандор утверждает, что видел момент в выгодном ракурсе и не согласен, что там было нарушение правил - ни в случае с падением защитника в борьбе с Батистой, ни при якобы контакте бразильца с голкипером. Судья сказал, что предоставит видеоматериалы, подтверждающие его правоту. Но, к сожалению, повторы не подтверждают его версию, и инспектор матча оценил действия арбитра в данном случае как ошибочные.
- Два момента заслуживают внимания в поединке «Шахтера» с «Металлистом». Речь о назначенном пенальти в ворота горняков и не назначенном - в противоположную сторону. Был ли прав Олег Деревинский?
- В понедельник на подведении итогов тура мы еще раз просмотрели эти эпизоды, и могу вам сказать, что когда Северин Ганцарчик наносил удар, Разван Рац несколько запоздал с подкатом и сыграл в ногу защитника. Так что в этой ситуации действия арбитра считаем правильными, что отмечено и в рапорте инспектора. Тоже касается и момента с падением в штрафной Брандау, который оказывался на газоне при малейшем контакте с соперником.
Исходя из последних рекомендаций ФИФА и УЕФА, Брандау можно было предъявить желтую карточку за симуляцию. Потому что контакт, если он и имел место, не носил неправомерного характера. В схожей ситуации оказался арбитр Юрий Мосейчук, работавший на матче «Днепр» - «Заря». При этом рефери из Черновцов до конца выдержал линию и не реагировал на картинные падения в штрафной.
- Судья Анатолий Абдула, обслуживавший поединок «Арсенал» - «Ворскла», не справился со своими обязанностями?
- И эта встреча состояла из значительных и незначительных контактов в штрафной. Контакт Юрия Беньо и Эдуарда Цихмейструка относится, как говорится, к игровым. Было единоборство за мяч, на какое-то мгновение игрок нападающей команды сыграл раньше защитника, который тут же прекратил вести борьбу и остановился. При этом Цихмейструк сделал два-три шага и упал на газон. Нельзя сказать, что он симулировал. Но с точки зрения арбитра, этот эпизод должен был рассматриваться, как продолжение матча.
Хотелось бы отметить неуверенную командную работу, и ранее встречавшуюся у бригад арбитров. Ведь в случае с пенальти в ворота «Ворсклы» ассистент находился в более выгодном положении, чем Абдула. На повторе мы заметили жест помощника, который первоначально не согласился с действиями арбитра. Но затем пошел на пересечение линий штрафной и ворот, все-таки подтверждая решение «главного». Мы спрашивали у ассистента, почему так произошло. Он говорит, что видел, как Анатолий уверенно указал на «точку» - и у него отпали сомнения.
Во второй ситуации - по игре рукой - скажу, что момент очень сложный. Благо, мы изучили три ракурса, и в одном увидели, что все-таки было незначительное касание мяча локтем. Вероятно, это случилось по неосторожности футболиста, однако рука игрока была поднята вверх, что, согласно методикам, является неестественным положением, и при попадании мяча трактуется как нарушение.
- Что ждет Абдулу?
- У нас еще нет оценки инспектора, который анализирует ситуацию. А то, что оценка будет невысокой, что повлечет за собой дисциплинарные наказания, - факт. Тем более что у нас возник еще ряд замечаний.
- Что можете сказать о работе Игоря Ищенко в матче «Черноморец» - «Закарпатье», где киевский рефери, как полагают, ошибочно зафиксировал взятие ворот в случае, когда Мельо провел второй гол, и назначил спорный пенальти?
- Чтобы все стало понятно, надо взять и прочертить линию. В 20-х числах соберем всех арбитров, где выпишем резонансные моменты и более скрупулезно проведем параллели. Есть два момента, на которые должны обращать внимание арбитр и его ассистенты - игрок считается в положении «вне игры», если располагается ближе к линии ворот, чем мяч, предпоследний или два последних футболиста. В данном контексте за основу берется мяч, и, проведя параллель с исполнителем, в одесском противостоянии не заметили нарушения правил. Кроме того, последние рекомендации ФИФА и УЕФА гласят, что игровой эпизод трактуется в пользу атакующей команды. Все это можно увидеть в еврокубковых баталиях. Много споров вызвало нарушение Андрея Несмачного во встрече «Карпаты» - «Динамо», за которое арбитр Владимир Сиренко никак не наказал динамовца, и эпизод с голом Тибериу Гиоане, когда на поле одновременно находились два мяча. Сиренко однозначно получит замечание по поводу вынесения дисциплинарных санкций футболистам. А в игровом эпизоде с Несмачным, учитывая тактику арбитража, которую применил Владимир, естественно, он должен был предъявить защитнику «Динамо» желтую карточку, которая для него стала бы второй. Но, к сожалению, судья посчитал, что фол не тянул на предупреждение, что не отвечает действительности. И Сиренко, и инспектор это признали.
На полученной «картинке» мы не увидели, где находился второй мяч. Но «Карпаты» пообещали предоставить дополнительные кадры. Пока что мы увидели лишь то, что Гиоане выбивает мяч. а через какое-то мгновение он забивает. В инструкции прописано, что если лишний мяч, который появляется на поле, не создает помех и находится не в зоне событий, то арбитр должен продолжить матч. А во львовском случае проблемы возникли разве что у самого румына.
Что касается ситуации с офсайдом у Юссуфа в том же случае с голом Гиоане, то защитники и вратарь были в стороне, а нигериец пытался увернуться от мяча. Согласно правилам, только в случае, если игрок перекрывает видимость вратарю, фиксируется положение «вне игры». Так что судьи поступили абсолютно правильно.
- Хотелось бы узнать, как вы отреагировали на заявления наставника «Нефтяника» Валерия Городова и президента «Арсенала» Вадима Рабиновича?
- Мне сложно понять, что хотел сказать Городов. Конечно, печально, что «Нефтяник» не допустили на поле для тренировки. Однако при чем тут арбитр? Зачем говорить, что приехал какой-то заказной судья из Киева? Это абсурд! Сергей Шебек проводил первый матч этой весной, и вести речь о его квалификации вообще несправедливо.
Если все дело в желтой карточке, повторно предъявленной игроку ахтырской команды, то наказание, на наш взгляд, не подвергается сомнению. Ведь футболист прыгнул двумя ногами в игрока запорожского «Металлурга». Говорите, у гостей были претензии по первой карточке Монахову? Честно говоря, мы еще не получили видеозапись, которую должны предоставить в течение 48 часов.
А слова Рабиновича, сказавшего в сердцах, что судья убил футбол - это самое настоящее проявление некорректности! Разговоры о том, что команда играла против 14 соперников, тоже не идет на пользу. То, что были ошибки, сложно не признать. Но они были в пользу обеих команд. Тем более арбитр проводил свой первый матч в высшей лиге. В данном случае, судя по всему, руководителей клубов больше волнует результат, а подрастающее поколение рефери никому не нужно.
- Юрию Ваксу и Анатолию Абдуле, по мнению специалистов, слишком рано доверили обслуживать матчи элитного дивизиона, ведь они и в первом дивизионе проработали всего года два. Или считаете, что молодые рефери уже созрели?
- Когда мы начинали работать в комитете арбитров, у нас средний возраст арбитров первой лиги был где-то 40 лет. За последние два-три года мы привлекли большое количество молодых рефери. Те же Вакс и Абдула восемь-девять лет находятся в профессиональном футболе. Сегодня к нам приезжают эксперты УЕФА и интересуются, какой временной отрезок нужен для становления судьи от второй до высшей лиги. Мы скромно отвечаем: примерно восемь лет. Европейские чиновники только руками разводят - дескать, это же так долго. Они считают; что если человек прошел программу в течение пяти лет, его следует выводить на новый уровень.
- Планируется, что в премьер-лиге арбитры будут зарабатывать пять-шесть тысяч долларов за поединок. Как это может отразиться на действиях ваших подопечных?
- Замечу, что за четыре года, которые состою во главе комитета, зарплата арбитров возросла в семь раз. При этом, наверное, в столько же раз повысилось давление на судей. Уже сейчас им говорю: учтите, что вам придется выдержать, когда ваши гонорары возрастут в два-три раза. Будьте готовы. А от общественности хотелось бы слышать не только критику. Знаете, как тяжело наблюдать, в каком психологическом состоянии находятся арбитры после каждого тура. Как все-таки не хватает поддержки!
Сергей Талимончик, "СЭ" в Украине"