Валерий Мирский. Футбольный опт заменил подготовку молодых футболистов
Перед новой командой ФФУ стоит титаническая задача – вернуть массовый футбол. Если раньше каждый профсоюз, каждый военный округ содержали команды – и там находили таланты для главных команд, то сегодня удобнее вложить миллионы и купить готовых звезд "под результат". Можно ли изменить ситуацию?
"Массовки" больше нет
Пришло время и для футбола почувствовать разницу между советским прошлым и днем сегодняшним. Ушли в небытие бездонные профсоюзные кассы, позволявшие иметь футбольные коллективы каждому уважающему себя предприятию; сильно обмелели денежные потоки, питавшие детско-юношеские подразделения, команды и соревнования под эгидой образовательных ведомств; не подает признаков жизни армейский футбол, тогда как четверть века назад в Украине каждый военный округ содержал команду мастеров с питомником. Нечего сказать и о динамовском футболе - под бело-голубым стягом выступает одна, хотя и очень шумная приватная лавчонка.
Моему поколению не понять, о каком футболе мастеров может идти речь, если его не подпирает широко разветвленная массовка. В советских учебниках по физической культуре так и писалось: без этого фундамента спорт высших достижений не-воз-мо-жен. Наиболее состоятельные футбольные собственники находят утешение в оптовых закупках игроков за рубежом. Но у такой практики нет простора для разбега: ее успехи убыстряют падение конкурентоспособности национального футбола до уровня, когда покажется удачей и победа над Люксембургом.
Нынче отдуваться приходится конкретной группе лиц - очередной смене футбольных управленцев под началом Анатолия Конькова. Вероятно, для успеха предприятия это даже лучше. Как известно, предыдущий футбольный генералитет предпочитал карьеру в европейских верхах потной работе по прополке чертополоха на отечественной футбольной ниве.
Витю Каневского нашли среди развалин
Спору нет, вернуть футболу прежнюю массовость в условиях нынешних общественно-политических раскладов и кардинального передела собственности, приоритетов в экономике и государственном финансировании - труд титанический. Явно в связи с дискомфортностью размышлений на эту тему меня буквально стало преследовать некое воспоминание.
Я начал осваивать игру в ножной мяч, когда пошел в школу. Закончилась война с гитлеровской Германией, началась с императорской Японией. Киев лежал в руинах. Мы, ребятня, находили ровное местечко среди развалин, расчищали его от обломков рухнувшего дома и гоняли мяч до темноты. Мячик - резиновый, других в продаже не было. А вот о том, каким образом у нас появился настоящий футбольный мяч, мне и вспоминается неотвязно.
Как-то забрел на наш футбольный марафон дядечка с мешком за плечами. Смотрел-смотрел да и развязал мешок. Оттуда выкатился мяч в кожаной одежке. Мы видели такой только в кино да в календарных играх киевского "Динамо". Дядечка назначил хозяином мяча искуснейшего среди нас игрочка, наказал беречь подарок пуще глаза, вытащил папиросу изо рта у четырнадцатилетнего здорованя и пообещал прийти еще. В конце концов он таки забрал с собою Витю Каневского. Правильно думаете - того самого, который вскоре стал игроком киевского "Динамо", самым забивным форвардом и капитаном команды. Наши с ним жилища разделял жиденький забор с неликвидной дырой, мы дружили. Виктор влюбился в мою одноклассницу Тамару Ландик и счастлив с нею без малого шесть десятков лет.
А дядечку звали Михаилом Борисовичем, фамилия - Корсунский, той порой он работал тренером футбольной школы городского отдела народного образования. Под его руководством юношеская сборная Украины впервые стала победительницей всесоюзного первенства. Дело было в 1952 году. Разыскав и подготовив новые дарования, Корсунский привел их к такому же триумфу и три, и четыре года спустя.
Имя этого выдающегося поводыря отечественной футбольной поросли выписана золотыми буквами в истории украинского футбола.
Талантов времен расцвета "Динамо" сейчас нет
Жива ли в среде нынешних организаторов футбола идея беззаветной преданности своему делу? Беззаветной настолько, что отступает на задний план буквально озверевшая с некоторых пор страсть к обогащению любой ценой, любыми средствами? Вопросы риторические. Практичнее разработать систему поощрений энтузиазма доброхотов, готовых посвятить свое свободное время и пыл души организации дворовых команд, поиску и оборудованию незатейливых футбольных площадок, организации соревнований. Будет просто великолепно, если к делу поощрения такой инициативы удастся привлечь как можно больше начальствующих лиц из числа местной власти. Украинский футбол в опасности, господа...
Во многих своих зарубежных поездках мы видим комплексы футбольных полей, явно предназначенных для так называемого дикого футбола. Это наблюдается и в Европе, и в обеих Америках, и даже на необжитых с виду островах в океане. Почти везде присутствует бросающаяся в глаза деталь - наблюдательный пункт, эдакая вышка с миниатюрным балкончиком. Знатоки утверждают, что эти площадки, обильно политые потом, - самый верный и самый дешевый способ выявления кандидатов в суперзвезды профессионального футбола. А на ухоженных газонах иных наших фешенебельных футбольных школ упитанные юниоры - далеко не редкость. Зато школа не стеснена в расходах.
Не дают футболу состариться и расширяют горизонты власти футбола над обществом исключительно дети малоимущих граждан. Случающиеся исключения не стоят того, чтобы возводить футбольные питомники в аристократических кварталах. Это мартышкин труд - никакой отдачи не будет.
Да разве мы говорим о подобных вещах на своих футбольных совещаниях, раутах? Мне вообще не припоминается, чтобы за последние два десятка лет в нашем футбольном храме был хотя бы однажды предпринят мозговой штурм проблемы, мучительной не только для узких специалистов, но затрагивающей интересы общества. Ну а сегодня разговор на эту тему буквально обречен на публичность.
Спору нет, затраты нашей клубной элиты на приобретение классных зарубежных исполнителей вызывает и почтение, и осязаемое удовлетворение публики, ведь результаты налицо - в континентальных клубных турнирах четверка представителей Украины уже буквально устраивает террор. И не будем ставить на одну доску с этим явлением тот факт, что потрясающие успехи на международной арене киевского "Динамо" времен тренерства Валерия Лобановского не требовали от клуба и сотой доли нынешней стоимости футболистов, защищающих цвета, скажем, "Шахтера". В случае с Лобановским пошел в прорыв интеллект, позволивший Валерию Васильевичу освоить системы подготовки игроков, неизвестные в европейском футболе ни одной живой душе. Да еще приплюсуйте высоченный уровень врожденной талантливости и исполнительского мастерства футболистов, призванных той порой в киевское "Динамо". Украина уже давным-давно не растит игроков подобного класса. Шагреневой кожей скукожился диапазон поиска талантов, да и готовить классных тренеров разучились.
Быть ненужным хуже, чем виноватым
Зато понятно каждому: чем больше купишь футболистов по цене свыше десяти миллионов долларов, тем драгоценнее достанется приз. В этом заключена какая-то сермяжная правда. Ее можно было бы принять, если б она не таила в себе смертельную угрозу для футбола Украины в его нынешнем состоянии. Все убывает и убывает число занимающихся футболом, да и готовить элементарно грамотных по современным меркам тренеров мы все еще не научились. Дело идет семимильными шагами к отмене лимита на использование иностранцев в играх чемпионата страны. Когда это случится, потерпевшими окажемся все мы, кому украинский футбол дорог как Родина. Ибо национальная сборная станет неконкурентоспособной в поединках с профессионалами.
В общем, пора перестать ходить кругами вокруг всей этой тематики. Должны быть найдены и четко сформулированы ответы: почему у нас перестали появляться футболисты класса Идзковского, Воинова, Блохина, Конькова и имеются ли возможности для создания системы подготовки настолько самодостаточных футбольных тренеров, чтобы их не приходилось заимствовать у выпусков Политехнического института, как это произошло в случае с Лобановским, дипломированным инженером по эксплуатации каких-то там установок.
Но сначала требуется дать импульс возрождению футбольной массовки. У меня нет ни малейших сомнений в том, что команда Анатолия Конькова без проволочек представит общественности свои планы выведения из ступора этого участка оргработы, важнейшего на сегодняшний день. В ходе обсуждения выявятся и энтузиасты похода за здоровьем излюбленной народом спортивной дисциплины. Вероятно, имеет смысл создать под крышей национальной федерации ударный отряд добровольцев по изучению и распространению опыта строительства уличного футбола, выдержанного в духе времени. Думаю, там будет немало журналистов. Уж я точно запишусь в добровольцы.
Быть ненужным хуже, чем виноватым.
Валерий МИРСКИЙ