Виктор Звягинцев: "Так начинался "Шахтер" 70-х..."
В этом году у Виктора Звягинцева, знаменитого защитника "Шахтера" 70-х годов, "золотой" юбилей. Ровно 50 лет назад он попал в "систему" "Шахтера", начав заниматься в спортивной школе при донецкой команде мастеров. В разговоре с Виктором Александровичем выяснилось, что в 2013-м году отмечается юбилей еще одного события, к которому он имеет самое непосредственное отношение…
На фото: "Шахтер" - чемпион СССР 1968 года среди юношей. Третий справа - Виктор Звягинцев
- Виктор Александрович, помните начало вашей карьеры в "Шахтере"?
- Ну, конечно же! Многие мальчишки моего поколения приходили практически каждую весну и лето записываться в детскую спортивную школу при команде мастеров "Шахтер". Пришел и я. Жил я на Боссе, до меня в "Шахтере" занимались ребята с нашего поселка – Толя Ярош, братья Гринюк, один из них дорос до дубля команды. Они мне и подсказали: чем пинать мяч по дворам без толку, лучше пойти в школу "Шахтера". 13-летний паренек, я без особой робости подошел к тренеру во время занятий у стадиона, попросил меня посмотреть. Он говорит – "Пожалуйста!". За пазухой у меня – кеды, под брюками – тонкие китайские штаны. Сбросил верхнюю одежду - и я уже на футбольном поле! В воротах стоял Славик Чанов. Ну, я в своем дворовом футболе уже хорошо научился и обрабатывать мяч, и бить – и с лету, и с места. И я начал лупить по воротам изо всех сил. Гол забил, иду мяч доставать из сетки, пробегаю мимо Славика Чанова, а он мне: "Мальчик! Ты не бей сильно! Рукам больно!" В общем, взяли сразу без проблем. Первым моим наставником стал Валентин Гаврилович Сапронов. Через полгода его забрали тренером в дубль, и к нам пришел Юрий Владимирович Захаров. Еще молодой парень, 27 лет ему, из-за травмы ему пришлось закончить карьеру игрока.
- Наверное, не только с Боссе приходили ребята в футбольную школу?
- Очень много мальчишек ходило записываться – целыми командами! И со Смолгоры, и с Рутченково, отовсюду. Предлагали тренеру: "Давайте мы сыграем с вашими ребятами!" И после таких матчей обязательно один-два человека из такой вот уличной команды попадал в "Шахтер". Так случилось, например, с Юрой Дегтеревым – привел со Смолгоры свою команду, и Петр Андреевич Пономаренко своим зорким глазом сразу разглядел в нем талант. В школе было несколько тренеров. Георгий Васильевич Бикезин, Пономаренко, Захаров… Каждый тренер вел по две группы, то есть - по 40-45 человек. В сумме, больше сотни ребят занималось в школе. Надо еще учесть, что в городе вообще-то было три футбольных школы. Кроме нас – еще у "Локомотива", на базе своего стадиона, и у ГорОНО – эти имели поле на поселке энергетиков. Желающих заниматься было множество, и не только из Донецка. В нашу группу ездили ребята с Ганзовки, а это уже Макеевка! Причем, перед всеми нами виднелась четкая перспектива. Главная мечта, конечно – попасть в "Шахтер". Но даже если это не получалось, оставался донецкий "Локомотив", много команд из Донбасса играло в классе Б. Из каждого нашего выпуска два-три человека в дубль "Шахтера" обязательно попадали. Случалось, что сначала они шли в команду класса Б, а потом так себя там проявляли, что их забирали в "Шахтер". Был такой Витя Верещак, 1949 года рождения, с поселка шахты №9 "Капитальная", его поначалу отдали в Константиновку. Коля Таранов, его одногодок, после школы играл в Красноармейске. А потом мы с ними в один год оказались в дубле.
- Конечно, и из других городов перспективных парней брали в дубль напрямую…
- Да, и ярчайший пример – Толик Коньков. Это уже случилось в 1968 году. А перед этим наши тренеры его заметили в матче нашей юношеской команды против Краматорска. Он у них капитаном был – паренек невысокого роста, щупленький, но уже все понимали, что это большой талант. А через год появился у нас – и за этот год вымахал сантиметров на 15!
- Где занималась футбольная школа "Шахтера"?
- Те условия нельзя даже близко сравнивать с нынешними! Было гаревое поле, возле террикона. Никаких залов – и летом, и зимой мы тренировались на этом поле. До сих пор не могу понять, как мы на таком покрытии подкаты исполняли… Может, потому, что энтузиазма было больше у детей? И приходили в футбол более физически развитые ребята – улица многое давала. На целый день всей еды – помидор или огурец, ну, иногда в сад какой-то залезешь, пополнишь рацион. И целыми днями бегали, учились премудростям владения мячом. Приходили в детскую спортивную школу, уже умея очень многое. В основном, были ребята координированные, быстрые, жилистые.
- Когда приняли серьезное боевое крещение?
- В 16 лет, когда сыграл в юношеском чемпионате Союза. Правда, тогда мы проиграли в отборочном турнире. Он проходил в Латвии, в Елгаве, и мы уступили московскому "Спартаку", который стал в итоге чемпионом страны. Через несколько месяцев меня взяли в дубль, а в следующем году у нас получилась просто отличная юношеская команда! Перечислю только тех, кто потом заиграл на самом высоком уровне: Славик Чанов, я, Пьяных, Дудинский, Истомин, Седнев, Володя Захаров. Меня Ошенков из дубля отпустил на финальный турнир. Играли в Кимрах – это Калининская область, знаменитый 101-й километр, красивейшее, кстати, место, хотя народ и своеобразный. И мы занимаем первое место! Потом - финальный турнир в Днепропетровске, с участием 10 лучших команд Союза. Наш тренер Петр Андреевич Пономаренко говорит: "Хоть бы десятое место занять, чтобы не так стыдно было домой возвращаться!" Это он явно скромничал – команда очень приличная получилась, у нас на тот момент было 5 сборников Советского Союза среди юношей – Чанов, Пьяных, я, Дудинский, Захаров. Играли на стадионе "Металлург", тогда он был так себе, а сейчас на его месте построили "Днепр-Арену". Первая игра – с армянами. На трибунах – все наши будущие соперники. И когда они увидели нашу игру, начали озабоченно чесать затылки. Сразу увидели, что команда-то у нас серьезная! Победили мы армян, потом – футбольную школу молодежи из Москвы 1:0, "Динамо" (Тбилиси) 1:0, потом разгромили 5:0 команду из Челябинска и заняли в своей группе первое место. Во второй группе лучшим стало киевское "Динамо". Финальный матч между нами закончился нулевой ничьей. И все почему-то были уверены, что нам предстоит переигровка на следующий день. А нам вдруг объявляют: "Ребята, вы – чемпионы СССР, потому что у вас в групповом турнире показатели лучше, чем у Киева!" И все благодаря разгрому Челябинска. Так, неожиданно для себя, мы стали лучшими в стране. А "Шахтер", впервые в своей истории, получил всесоюзный титул. И так начала образовываться та великая команда, которая в 70-е годы стала одной из лучших команд СССР и во взрослом футболе.
- Почему именно в 60-е годы в Донецке случился такой взлет молодежного футбола?
- Сыграл свою роль огромный всплеск интереса к футболу со стороны молодежи. Как раз подошло очень талантливое поколение. И очень творчески работали тренеры футбольной школы. Бикезин, Захаров – и особенно Пономаренко! Это был тренер от Бога. Если посчитать тех, кого он обучил – получится сотня игроков высшей и первой лиг союзного значения! Когда его просили объяснить, в чем секрет его метода, он разводил руками – потому что у него все как-то само собой получалось. Спрашивали его, например: "Ну, как ты вратарей готовишь – ты же всегда был нападающим?" "Да просто. Сижу, смотрю телевизор. Смотрю, как вратарь мяч ловит. Прихожу на занятия, и рассказываю своим, что надо делать. Чувствую, что надо именно так", - объясняет Пономаренко. Умел найти ключик к каждому. Долго, терпеливо, скрупулезно объяснял каждое движение. Ножку вывернет внешней, внутренней стороной стопы, как ударить с лета покажет, объяснит с геометрической точностью, под каким углом при ударе положить корпус. Разжевывал все в тонкостях. Этот метод уникален. Вот Георгий Васильевич Бикезин – у него совсем другой был подход. И сам технарь, и ученики у него получались такие же. Например, Дудинский – блестящий дриблер, тактик, вы только вспомните, что он с мячом вытворял! Хорошие тренеры были у нас…
- Энтузиазм молодежи и хорошие тренеры были во многих местах Союза. Почему именно в Донецке получился такой результат?
- Вы знаете, наверное, все-таки среди наших сверстников подобралась уникальная компания талантов. Так удачно сложилось, что мы нашли друг друга. И в 14, и в 15 лет мы уже играли вместе, притирались друг к другу. Знали повадки партнеров, сильные и слабые стороны. Вместе росли – и доросли до первой команды.
- Вы пришли в "Шахтер", когда тренером был легендарный Олег Ошенков. Как он относился к клубной школе?
- Ошенков внимательно следил за нами. Если мы тренировались одновременно с основным составом, он обязательно приходил посмотреть на нас. Сядет в сторонке, понаблюдает с полчаса, подзовет тренера и возьмет на заметку кого-то из нас. Дед был не великий тренер, но педагог и тактик – первоклассный!
- Что он был за человек?
- Я бы не сказал, что он был жестким. Но мог так посмотреть, что этого было достаточно, и слов никаких не требовалось. Особенно нам, молодым, было все понятно после его взгляда.
- А конфликт с Лобановским как же мог получиться, если он не был жестким?
- Я как раз был тогда в команде, видел все собственными глазами. Как получилось? Лобановский, Базилевич, и по-моему, Славик Першин, играл у нас такой защитник, начали "капать" в "белом доме" – мол, пора менять старика. А "старику" было тогда 58 лет. Деду это все быстренько передали. Вмешались партийные органы, срочно собрание организовали на базе Кирша. И уже довели Деда до белого каления, он затрясся, начал обвинять недовольных в том, что они в Москве игру "сплавили" – хотя это чепуха, нападающие сами по себе никогда не смогут этого сделать. Дошло до того, что Дед бросил Лобановскому фразу: "Был бы у меня автомат – я бы тебя тут же расстрелял за то, что ты команду хочешь развалить!" А Лобановский, он всегда был человеком непосредственным, отвечает: "Как – расстрелять? Вы же мне только вчера дали рекомендацию в партию!" В общем, сначала убрали игроков, но и тренер тоже недолго оставался в "Шахтере".
- Вы вспомнили о базе Кирша. Понятно, что это было совсем не то, что там есть сейчас. Какой она вам запомнилась?
- Уютная, но без претензий. Саманные, глина с соломой, стены – кстати, благодаря этому, была отличная термоизоляция, летом в помещении прохладно, а зимой – тепло. Удобств никаких особых – в комнате по четыре кровати, четыре тумбочки. Да и все, пожалуй. Туалет – на улице, на "выселках". В бане – душевая. Два зеленых поля. Кроссы бегали вокруг ставка, после каждой зарядки, это километра три... Начиналась база еще до нас – предыдущее поколение на субботниках и воскресниках приводило в порядок территорию, выделенную командой в степи, сажали деревья, кустарники. Когда я попал на базу впервые, это был 1968 год, там уже все выросло, деревья давали густую тень – черешни, груши. Тишина, великолепный воздух, очень благоприятная роза ветров – не зря там сейчас столько дач понастроили. В общем, приятно было там находиться, и единственное, что беспокоило – машины, проходившие по трассе Донецк-Запорожье.
- В развитии команды принимал участие тогдашний первый секретарь обкома Владимир Дегтярев. Был ли у него какой-то специальный интерес к школе, к молодежной команде?
- Мне кажется, что пока не было результатов, не было и интереса. Другое дело – когда мы стали чемпионами, а в следующем году "молодежка" уже с другим составом взяла "бронзу". Тут уже было чем хвастаться! Но, к сожалению, на этом успехи молодежных команд "Шахтера" и закончились. Ровно 45 лет назад мы достигли этого успеха – уникального в истории клуба. Нам есть чем гордиться. К сожалению, из нашего "золотого состава" уже шестерых нет. Но те, кто остался, кто сможет, приедут 23 ноября на чествование той команды, с которой начинался "Шахтер" 70-х. Тот "Шахтер", который уважала вся страна…
Интервью взял Евгений Ясенов, "Террикон"