Игорь Петров: "У нас еще все впереди"
Игорь Петров
Родился 30 января 1964 года.
Полузащитник. Мастер спорта СССР.
Воспитанник горловского футбола.
В "Шахтере" (Донецк) с 1980 года. Вначале в дублирующем составе, затем с 1982 – в основном.
Выступал за: "Шахтер" в период с 1982 по 1991, 1995-1996, 1998 годы, "Бейтар" (Тель-Авив, Израиль) 1991-1993 годы, "Иронии" (Хайфа, Израиль) - 1993-1994 годы, "Металлург" (Донецк) – 1996-1998 годы.
Игрок юношеской и молодежной сборных СССР, национальной сборной Украины. Обладатель Кубка СССР-83, Кубка сезона-84, Кубка Украины-95. Финалист Кубка СССР-85.
В настоящее время – главный тренер ФК "Олимпик" (Донецк).
- Игорь Григорьевич, вначале примите поздравления с днем рождения от всех болельщиков, которые желают вам крепкого здоровья, благополучия, футбольного фарта и новых достижений на нелегком тренерском поприще.
- Спасибо за поздравления. Приятно, что болельщики помнят ветеранов.
- А теперь перейдем от торжественной части к буднично повседневной. И первый вопрос будет такой. Кто вас, горловчанина, пригласил в донецкий "Шахтер"?
- Конкретно сказать не могу. В то время с командой работали Виктор Носов (старший тренер), Михаил Калинин (начальник команды) и Алексей Дрозденко (тренер дублирующего состава). Думается, решение принимал этот триумвират коллективно.
- И сколько ж вам тогда было?
- 16 лет. Меня взяли в "дубль". Только представьте, я, десятиклассник, получал стипендию (тогда так называлась зарплата футболистов) аж 60 рублей в месяц. Это при том, что пирожок стоил 9 копеек, бутылка ситро – 12. Но деньги не имели главного значения. Самое важное для меня было то, что я мог заниматься любимым делом в любимой команде!
- Ну и, чтоб закрыть материальную часть, поведайте, сколько вы получали, став игроком "основы"?
- Тут надо несколько уточнить. Как игроку юношеской, а затем молодежной сборной Союза, мне полагалась стипендия 250 рублей в месяц. И платила ее Федерация футбола СССР. В "Шахтере" я получал лишь премиальные. В те времена командам давали разнарядку на количество ставок игроков "основы", "дубля". Поэтому, если в клубе были футболисты какой-либо из сборных страны, то автоматически одна ставка высвобождалась, и руководство команды могло ее установить наиболее достойному игроку. Таким образом, команды были заинтересованы, чтобы от них было делегировано как можно больше футболистов в сборные Союза.
- С кем из тренеров довелось поработать в юношеской, молодежной сборных?
- Это были очень сильные специалисты, педагоги Николай Киселев, Валентин Николаев. Мне вообще по жизни везло на тренеров.
- Когда задумались о тренерской стезе для себя?
- Еще будучи действующим игроком, собирался после окончания карьеры стать тренером. Подмечал для себя какие-то нюансы тренерской работы, вел конспекты тренировок. Затем закончил Славянский пединститут. После – украинскую Высшую школу тренеров. Она, правда, просуществовала недолго. Было всего-то два выпуска, а потом ее почему-то прикрыли. Так вот. В первом выпуске был Володя Гаврилов, а я – во втором.
- Как оказались на Земле обетованной?
- Это был 91-й год. Развал Союза, развал союзного футбола. Очень много футболистов потянулось за границу. Мы играли в Москве против "Спартака". Я еще гол Черчесову в том матче забил. А встречу смотрел известный израильский тренер Исхак Шум, приехавший в Москве со своим агентом. Там, по существу, и решился вопрос моего перехода в "Бейтар".
- А каким было возвращение на родину?
- Через три года выступлений в Израиле приехал в очередной отпуск в Донецк. Встретился с Борисом Колесниковым, а у него как раз был Александр Шведченко. Они предложили мне вернуться в родные пенаты. Я с радостью согласился. ФК "Шахтер" уладил с израильским клубом вопросы компенсации, и я опять стал игроком "горняков".
- Игорь Григорьевич, знаю, что была любопытная история с восстановлением работоспособности вашего голеностопа…
- Было такое дело. В 85-м году "Шахтер" проводил товарищескую игру с какой-то чехословацкой командой. Я вышел один на один с вратарем, "проткнул" мяч под ним, а он всей массой завалился на мою ногу. Голеностоп буквально разъехался. Наш массажист Владимир Ткаченко там же на месте восстановил его на место, но нога опухла жутко. Когда сошла опухоль, выяснилось, что в лодыжке внутренняя косточка стала выпирать вперед. Для "ровной" ходьбы или бега это была не проблема. Но во время игры при неудачном движении голеностоп заклинивало. Я отходил к бровке, куда подбегал Ткаченко, вправлял все на место, и я снова выходил на поле. Но так долго продолжаться не могло. И тут, совершенно случайно, мне довелось пообщаться с тренером нашего легкоатлета Разгонова. К сожалению, фамилию его запамятовал. Он очень удивился, почему мы футболисты не занимаемся закачиванием голеностопов – это ж для нас одно из основных "орудий труда". Он показал мне три упражнения, которые применяют бегуны. Их нужно было выполнять 5-10 минут в день. И действительно через довольно короткий промежуток времени я забыл, что у меня вылетали голеностопы. Правда, даже после того как я их хорошо закачал, перед каждой игрой или тренировкой все равно уделял упражнениям 2-3 минуты.
- Давайте вернемся в день сегодняшний. Вы – главный тренер ФК "Олимпик"…
- После моего ухода из ФК "Шахтер" президент "Олимпика" Владислав Гельзин пригласил меня к себе. Этот клуб был изначально организован, как детско-юношеская школа по подготовке футбольной смены. Однако со временем, которое, как известно, диктует свои условия, Гельзин решил, что возникла необходимость в создании команды мастеров, для того, чтобы "прогонять" наших выпускников через взрослый футбол.
- Есть востребованность ваших воспитанников другими клубами?
- Еще бы. На сегодня семь человек защищают цвета донецкого "Шахтера" по различным возрастным категориям. За полтора последних года мы делегировали футболистов 1991-93 годов рождения в "Днепр" - два игрока, "Металлист" - один, Динамо" - два, запорожский "Металлург" - два, "Черноморец" - два. Немало наших ребят находятся в клубах первой украинской лиги, Азербайджана, Армении. Наш клуб представлен своими воспитанниками в юношеских сборных страны. Хочу заметить, что у президента "Олимпика" Владислава Гельзина приоритетом в передаче футболистов является, конечно, "Шахтер". И только, если дончане не заинтересованы в нашем воспитаннике, мы отдаем его в иногородние клубы. Скажу откровенно, кому-то сейчас очень хочется поссорить "Олимпик" и "Шахтер", распуская всякие сплетни про то, что наш клуб не хочет отдавать футболистов в стан "горняков", что мы рвемся стать конкурентами "горняцкой" Академии. Россказни все это. Не знаю уж, кому это надо.
- Кстати, какие-то турнирные задачи перед "Олимпиком" стоят?
- Выход в первую лигу – это перспектива. Но она с повестки дня не снимается. В настоящее время Владислав Гельзин и его партнеры по бизнесу занимаются доведением нашего спортивного комплекса до профессионального уровня. Будет построена гостиница, в которую команда сможет заезжать перед матчами, на тренировки. Полностью комплекс должен быть сформирован к началу Евро-2009 среди футболистов в возрасте до 19 лет. Делается это исключительно силами и финансами ФК "Олимпик". Обещанной от местных властей помощи мы пока что не дождались. Поэтому в данный момент говорить о каких-то серьезных турнирных задачах преждевременно. Вот пройдет юношеский чемпионат Европы, тогда можно будет вернуться к дальнейшей перспективе. Не забывайте, "Олимпик" находится в стадии развития, а значит у нашего клуба еще все впереди.
Олег Антипов, специально для "Террикона".