Наглый Фардман: об одном из самых громких скандалов в истории Шахтера
По итогам осеннего чемпионата СССР 1976 (тогда за один год сыграли два чемпионата) "Шахтер" едва не выбыл из Высшей лиги. Команду чуть не потопил человек, именем которого донецкие болельщики еще несколько лет нецензурно выражались. Это был судья Владимир Фардман, и Terrikon.com вспоминает, что же тогда с его участием приключилось...
Ситуация в том усеченном, однокруговом чемпионате сложилась просто удивительная. "Шахтер" провел в нем 5 матчей против московских команд. И 3 из них (все те, которые донецкий клуб сыграл на выезде) судил один и тот же арбитр – Владимир Фардман из Ейска. Но это еще ладно. Смотрим на результаты. Все 3 матча "Шахтером" проиграны со счетом 0:1. Тоже бывает. Но 2 из них проиграны после пенальти. Это уже вызывает какие-то смутные подозрения, даже если не смотреть на обстоятельства. А мы как раз посмотрим.
26 октября 1976 состоялся матч с "Торпедо". Москвичи в чемпионате лидировали и, если объективно, играли гораздо лучше "горняков". Но вот в том матче забить никак не могли. На мерзлом поле у них игра не шла, хотя во втором тайме они придавили и подали четыре угловых подряд. Соперник стоял стеной и четко делал свое дело вплоть до 88-й минуты, когда в своей штрафной дончанин Виктор Кондратов пошел в стык с соперником. Кто там кого сильнее задел, можно спорить, тем более, что видео этого момента не осталось. Но в центральных газетах писали, что это бесспорный пенальти. Так или иначе, Фардман без колебаний указал на точку, и "Торпедо" забило победный гол.
Но это было ничто по сравнению с тем, что случилось 8 ноября на московском Центральном стадионе имени Ленина в Лужниках.
Перед этим матчем "Шахтер" шел на 11-м месте с 12 очками, "Спартак" - на 14-м с 11. Обеим командам грозил вьілeт из Высшей лиги - плотность в нижней части таблицы была неимоверная. Каждое очко было на вес золота, и два аутсайдера намеревались победить во что бы то ни стало. Но если "Шахтеру" приходилось полагаться только на свои силы, то у "Спартака" нашелся помощник. Ну, вы поняли. Судья Фардман.
Чтобы не искажать картину событий, предоставим слово очевидцу - Виктору Звягинцеву, известному как красноречием, так и беспристрастием. Он тогда числился в киевском "Динамо", но находился в Москве на излечении. И на матч пришел зрителем. Вот как он вспоминает происходившее на поле:
"Судья в первом тайме назначает пенальти против "Шахтера", которого и близко не было. Разгоняется спартаковец Булгаков - наш вратарь Чанов парирует удар! Второй тайм. Еще один пенальти. Бьет уже Валерка Гладилин - не забивает! Фардман командует перебить: голкипер, мол, сошел с места. Ребята к арбитру: что же ты делаешь! А тот в ответ: "Спартак" будет бить, пока мяч в ворота не влетит!"
Ситуация имела интересный нюанс. Фардману в 1976 исполнилось 50 лет, а это был предельный возраст для судьи, по тогдашним советским правилам. И матч "Спартак" - "Шахтер" стал последним в его карьере. То есть дисквалификации или каких-то других санкций он мог не опасаться. Да их и не последовало бы в любом случае, скорее всего.
В общем, Гладилин со второй попытки все-таки забил. Шла 48-я минута, но до конца матча дончане изменить ничего уже не смогли. В результате, за один тур до финиша "Спартак" переместился на 10-е место с 13 очками, "Шахтер" опустился на 12-е. И по-прежнему обе команды теоретически стояли "на вьілeт".
А после матча произошел инцидент с участием Фардмана и Виталия Старухина, о котором донецкий бомбардир впоследствии рассказывал так: "Случилось так, что в подтрибунном тоннеле наши дороги сходятся. Физиономия у Фардмана довольная-довольная, во рту "беломорина", взгляд нахально-торжествующий: мол, как я вас! Может, не встретились бы мы взглядами - ничего бы и не было... Я подошел к нему и ладонью папиросу в рот запихал. Что тут началось, не представляешь! Вопли: Избил! Убил! На СТК! Дисквалифицировать пожизненно!"
На СТК (спортивно-техническую комиссию) Федерации футбола СССР Старухину все-таки сходить пришлось. Опять-таки, расскажем об этом его собственными словами: "Нужно знать, кто в нем в те годы заседал. Профессиональных людей - раз, два и обчелся. В основном так называемые общественники, которым что футбол, что конкурс балалаечников - все едино. Сначала требовали для Старухина высшей меры, предусмотренной регламентом чемпионата, - дисквалификации на 10 матчей. Последним слова попросил Алексей Парамонов: "Я не оправдываю Старухина, но положа руку на сердце, должен признать, что в подобной ситуации тоже мог бы не сдержаться - такой судейской наглости я не видел". В итоге дисквалифицировали меня на две игры".
Но самое интересное, что все усилия по сохранению "Спартака" пошли прахом. Москвичам сильно не повезло: последний матч они проводили в Киеве, где "Динамо" им никогда ничего не дарило, а тем более - в ситуации, когда ему самому очки были нужны для борьбы за медали. Киевляне выиграли 3:1. А "Шахтер" в параллельном матче дома победил московский "Локомотив" 1:0 (спасительный гол уже в первой атаке забил Юрий Резник). И, как по заказу, выиграли все остальные конкуренты "Спартака" - "Черноморец", "Днепр", "Арарат". И "народная команда", к изумлению всей страны, впервые в своей истории упала в Первую лигу.
Так закончилась история о наглом Фардмане и о Боге, который, как известно - не фраер...
Евгений Ясенов, специально для "Террикона"