Валентин Елинскас: «Рано закончить вынудили травмы»
- Валентин, как получилось, что родившись в Макеевке, вы попали в «Шахтер» кружным путем через Львов, Хмельницкий и Одессу?
- Я учился в Ворошиловградском спортинтернате, который в то время высоко котировался. В нем начинали очень многие известные футболисты. После окончания я серьезных предложений не получил. Наверное, еще не был готов. И поехал в Тернополь поступать в финансово-экономический институт. Проучившись два года, попал в армию – во Львов.
- Сапоги примерять пришлось?
- Да. Я попал в полк связи КГБ. Футбольным командам даже армейским туда было не добраться. Но меня все-таки забрал к себе львовский СКА. Месяца за три до дембеля меня перевели в Хмельницкий, в команду «Подолье», где я отыграл почти два сезона. Особенно удался второй. Главный тренер Владимир Онисько мне доверял и вот тогда меня заметили и появились предложения.
- И куда звали?
- В одесский «Черноморец», харьковский «Металлист» и даже киевское «Динамо».
- И кто звал в Киев?
- Знаменитый селекционер Сучков предлагал попробовать свои силы. Говорил, если получится – будет все. Однако ничего конкретного не обещали, да и я не уверен, что заиграю в «Динамо». И поехал я в Одессу, откуда поступило серьезное предложение, которое меня устроило. Тогда там работал Никита Симонян. А моим приглашением занимался известный в футбольных кругах Матвей Черкасский. Очень своеобразный и интересный человек.
- Долго ли пришлось ждать дебюта в «Черноморце»?
- Совсем не долго. Почти сразу Симонян выпустил меня на замену в игре с московским «Торпедо» при счете 4:0 в нашу пользу. Я даже успел гол пропустить. Иван Жекю основной вратарь того «Черноморца» тогда на меня всерьез обиделся за то, что подпортил ему статистику. До этой игры он отыграл все матчи без замен. Ветераны команды Вася Ищук и Слава Лещук (ныне – спортивный директор «Черноморца») на меня смотрели скептически. Но я особой робостью не отличался. Сказал им: «Травка вырастит, будет видно». Разговор этот состоялся по пути на сборы. Сезон начинал Жекю, но потом пришло мое время. Я стал первым вратарем. Так решил Симонян.
- Здорово все пошло?
- Нет. Еще на сборах я получил сотрясение мозга. Потом уже в Одессе, в больнице Моряков мне сделали укол и занесли инфекцию – болезнь Боткина. Очень долго лечился и тяжело восстанавливался. Вернулся в строй только к концу сезона. А в следующем году Ивана Жекю призвали в армию, и он уехал из Одессы. На его место из Киева приехал Юрий Роменский. Но вытеснить меня из состав ему не удалось, хотя он уже имел большой авторитет, за разные сборные играл.
- И тут появилось предложение из Донецка?
- Да, со мной встретился Виктор Малышев и предложил вернуться на родину
(родители по-прежнему жили в Макеевке). За «Шахтер» все еще играл Юрий Дегтярев, но ему было уже 34 года и он собирался заканчивать. Но дела у «горняков» шли неважно. Команда едва не вылетела в первую лигу.
- Стоило ли менять более благополучную Одессу на Донецк?
- Сейчас, наверное, не поменял бы. А тогда по молодости лет об этом не очень задумывался. И хотелось жить поближе к родителям. Да и мой отец – ярый поклонник «Шахтера». Я поставил только одно условие. Если Донецк вылетит из вышки, то я не еду. Но «Шахтер» решил свои проблемы.
- А «Черноморец» легко отпускал?
- Нет, конечно. Они предложили мне лучшие условия. Этим даже занимался тогдашний главный тренер – Виктор Прокопенко. Он хотел, чтобы я остался.
- Если не секрет, что просили у «Шахтера»?
- Две трехкомнатные квартиры (одну для родителей). Но потом мама с папой отказались переезжать из Макеевки. А мне со временем предоставили четырехкомнатную в элитном доме.
- Спокойно уехали?
- Тайком, под покровом ночи. Такие были времена. «Шахтер» меня долго не мог заявить. Но помог авторитет моего отца, который заработал звание «Заслуженный металлург УССР». Так получилось, что один из первых матчей за «Шахтер» стал одним из лучших. В полуфинале Кубка СССР 1983 года мы обыграли «Зенит» и болельщики впервые скандировали мою фамилию. В финале «Шахтер» обыграл «Металлист» и потом были неплохие игры в Кубке обладателей кубков, где мы только из-за предвзятого судейства ирландского арбитра не вышли в полуфинал. Очень он помог «Порто», который в итоге и выиграл тот турнир. Ну, а дальше, увы, у «Шахтера» все пошло по нисходящей и больших успехов больше не было.
- Вы довольно рано закончили, хотя потом очень долго и на приличном уровне играли за ветеранов «Шахтера». Не наигрались? Я, например, не помню вашего коллегу Юрия Дегтярева в играх за ветеранов.
- Травмы, к сожалению, вынудили рано закончить. За год мне сделали две тяжелые операции. Очень долго шел процесс восстановления. Но нога до сих пор так и не сгибается как положено. Ведь уровень медицины в те годы был не тот, что сейчас. С ужасом вспоминаю бессоные ночи. И огромное количество обезбаливающих, которые прилось принимать. Тренеры уже не верили, что я восстановлюсь на 100%. Попробовал себя в «Заре», которая играла тогда в первой лиге. Но удовольствия от футбола там не получал, а потому решил заняться чем-то другим. Тогда в СССР как раз появилась легальная возможность предпринимательской деятельностью. Но любовь к футболу никуда не делась. Николай Максимович Головко предложил поиграть на первенство области. Потом стал выходил в матчах ветеранов «Шахтера».
- Были ли договорные матчи в советском футболе?
- Были. Однажды даже пострадал за отказ участвовать в таком «спектакле». Не по мне это. Я понимал, что происходит. И нарушил все договоренности, сохранив ворота на замке, несмотря на «активность» своих же защитников.
- Что можете сказать о футболе нынешнем. Что нравится, а что нет?
- Мне очень грустно оттого, что я не вижу на поле в составе «Шахтера» донецких ребят. Самое обидное, что им даже не дают шанс. Нет у них никаких перспектив. Главный тренер Мирча Луческу занят только первой командой. Всем остальным, от самых маленьких до дубля занимается Хенк фон Стей. Мне кажется, что у него нет взаимопонимания с Луческу. Мне довелось поработать в «Шахтере-3». Показалось, что до меня с вратарями всех возрастов не работали тренеры, специализирующиеся именно на работе с ними. Я попробовал. Интересно и трудно одновременно. Но ушел из-за несоответствия уровня нагрузок с уровнем заработной платы.
- Как вам вратари сегодняшнего «Шахтера»?
- Мне они нравится и Богдан Шуст, и Андрей Пятов. Но, если делать выбор – моя кандидатура Шуст. Я приметил его потенциал в еще «золотом» матче в Кривом Роге. Он сыграл безукоризненно. Я еще тогда сказал, что это вратарь высокого международного класса. Пока он не играл меня все подтрунивали. Но Богдан снова играет. Андрей тоже хороший вратарь, но он уступает коллеге в пластичности. Скажу, что, наверное, плохо, когда в команде два равноценных вратаря. Должен быть №1, и №2, который уступает первому в мастерстве, но достаточно надежен.
- Вы смотрите футбол на стадионе или по ТВ?
- Предпочитаю телевизор. Не нравятся мне современные болельщики. Игра идет, а они все ходят, Кричат, дудят, пивко попивают, по телефону говорят. А я хочу смотреть ФУТБОЛ.
К сожалению Валентин Вацлавович проходит курс лечения. Болезни не дают ему покоя. Но он боец, и мы желаем ему победить недуг.
Биографическая справка.
Елинскас Валентин Вацловасович.
Родился 15 августа 1958 года в Макеевке.
Вратарь. Мастер спорта СССР. Воспитанник Луганского спортинтерната.
Обладатель Кубка СССР – 1983. Обладатель Кубка сезона – 1984. Финалист Кубка СССР – 1985. Выступал за олимпийскую сборную СССР.
Играл за команды: СКА (Львов), «Подолье»(Хмельницкий), «Черноморец»(Одесса), «Шахтер»(Донецк), «Заря»(Луганск), «Азовец»(Мариуполь). Сыграл 6 игр в Кубке обладателей кубков. Провел в высшей лиге чемпионатов СССР – 167 матчей.
Жена: Галина Александровна. Дочь: Вера. Сын: Никита.
Специально для «Террикона»
Вячеслав ШАРАФУДИНОВ