Вспоминая Виктора Носова
Прошло уже пять лет, как нет с нами Виктора Носова, самого успешного тренера "Шахтера" советской эпохи, умершего 17 апреля 2008 года. Сегодня о Викторе Васильевиче вспоминают люди, знавшие его в самых разных жизненных ситуациях.
Юрий Дегтерев, вратарь "Шахтера" 1960−1980-х годов.
− Со смертью Василича футбол потерял и классного специалиста и прекрасного человека. К сожалению, он полностью не раскрылся в Украине. Носов никогда ничего не делал наобум. Все продуманно, разложено по полочкам, просчитано несколько возможных вариантов развития событий. Это не значит, что Василич был этаким сухарем. Просто очень скрупулезно относился к подготовке команды, анализу соперника. У него был журнал, как у преподавателя в школе, куда он заносил разные данные по нам. По-моему, лучше Василича никто не мог бы составить план подготовки команды. По его записям можно было докторскую защитить. При этом хорошо чувствовал психологические моменты взаимоотношений в команде. Думаю, правильно сделал, что опирался во многом на нас, более опытных игроков: Звягинцева, Старухина, Яремченко, Дегтерева. Умел находить нужные слова, разговаривая как со старичками, так и с молодыми. Находил баланс в общении с футболистами, тренерами. И все делал только во имя одного – игры команды. Пожалуй, сыграло немалую роль в успешной работе Носова то, что мы, ветераны, его поддержали. Мы за Василича, он за нас. Поэтому не все, что было внутри команды, доходило до тренера. Возникающие конфликты, недопонимание некоторых ребят мы гасили на корню.
Виктор Грачев, нападающий "Шахтера" 1980−1990-х годов.
− Василич вроде бы не строгий был тренер. И в то же время у него так получалось, что футболисты с уважением к нему относились, некоторые даже побаивались. У Носова никогда не было накачек после неудачных матчей или перед ответственными. Честно говоря, не помню, чтоб он хоть раз наказал кого-то материально. Виктор Васильевич умудрялся быть для нас своим, и в то же время соблюдать определенную дистанцию как старший тренер. И еще был душевным человеком. Любил беседовать с игроками лично, хотел знать, каков футболист не только на поле, а и вне его. Интересовался, как в семье, в быту. Особенно вникал в жизненные вопросы игрока, которые, скорее всего, у Василича были на первом месте. А уж потом футбол. Главное, чтобы была бытовая устроенность. Мог завести разговор о смысле жизни, о том, почему человек пришел в футбол. Волей-неволей прощупывал эрудицию, интеллект. Насколько можно довериться этому футболисту. В отношении психологии, моральной подготовки команды равных Носову я, по крайней мере, не встречал. Мог в хорошем смысле залезть в душу игрока, найти в нем лучшее, что есть, и использовать во благо команды. Никогда не позволил себе унизить человека. С провинившимся были разговоры только один на один. И предупреждал, что из его комнаты тема беседы не должна выйти. Хотя в экстренных случаях собирал совет команды из опытных футболистов. Но этим не злоупотреблял. Уверен, все, кто знал Виктора Василича, сохранили о нем самые теплые воспоминания. А из меня он фактически сделал футболиста. Потом обучал азам тренерской работы. За что Василичу безмерно благодарен.
Владимир Малый, полузащитник "Шахтера" 1979–1980 годов.
− Виктор Васильевич, став в 1979 году старшим тренером "Шахтера", пригласил в команду меня и моего брата-близнеца Леонида. Для нас это было неожиданно, приятно и почетно. "Шахтер" − одна из ведущих команд Союза. Дончане годом раньше стала бронзовыми призерами. Носов сразу дал понять, что рассчитывает на нас. И мы старались оправдать его доверие. Еще один момент в нашем приглашении: Василич взял нас двоих. Наверное, не хотел разделять близнецов. Вообще, это в духе Носова. Он все касающееся команды анализировал. Продумывал, просчитывал те или иные ситуации. Очень вдумчивый тренер. Считаю, Носов был одним из сильнейших тренеров Советского Союза. На тренировках всегда был строг. Хотя мог и пошутить. К месту и лаконично. Понимал футболистов. И мог для дела даже простить некоторые вольности. Отложился в памяти такой эпизод. В 1979 году дома встречались с московским "Локомотивом". После первого тайма проигрываем 0:1. В перерыве Василич, как обычно, давал указания. И тут заметил, что Виталя Старухин не торопясь снимает гетры, бутсы. Он к нему: "Что такое?" Бабуся в ответ: "А зачем я там нужен? Нет ни подач, ни прострелов. Что мне во втором тайме делать? Пусть кто-то другой выйдет, может, от него больше пользы будет". Не помню, уж как, но Василич его убедил выйти. Матч мы в итоге выиграли 4:1, и три мяча забил Старухин. Заходим в раздевалку, Носов спрашивает: "Виталя, ну как?" Возникает пауза. И Бабуся в полной тишине отвечает: "Василич, ну это ж другое дело!" Все упали со смеху. Знаете, у меня остались самые светлые воспоминания о выступлениях за "Шахтер" под руководством Носова. Может, лучшие за все годы в футболе.
Виктор Носов
Родился 19 июля 1940 года в с. Красная Речка Хабаровского края
Скончался 17 апреля 2008 года в Донецке
Защитник
Мастер спорта СССР
За "Шахтер" выступал в 1959, 1963–1964, 1966 годах
Провел 64 игры
Финалист Кубка СССР 1963 года
Тренер "Шахтера" с 1977 по 1978 год, старший тренер с 1979 по 1985 год
Заслуженный тренер УССР
Серебряный призер чемпионата СССР 1979 года, бронзовый 1978 года
Обладатель Кубка СССР 1980, 1983 годов, финалист 1985 года
Обладатель Суперкубка СССР 1984 года