Ушел самый кубковый тренер
Вчера в Донецке на 68-м году жизни скончался один из самых авторитетных в стране футбольных специалистов, заслуженный тренер Украины Виктор Носов. Сердце…
Если выстроить по ранжиру всех тренеров, работавших с "Шахтером" в советское время, самым успешным окажется Виктор Васильевич Носов. Под его руководством горняки в 1979 году вели впечатляющую гонку за золото чемпионата СССР с московским "Спартаком", уступив именитому сопернику на финише всего два очка. В крепких руках Носова был штурвал донецкой команды, которая дважды – в 1980 и 1983 годах – брала Кубок СССР, еще дважды играла в финалах, а в 84-м выиграла Кубок сезона, который сегодня нарекли бы Суперкубком страны.
Носов относился к этим историческим фактам спокойно и взвешенно, ничуть их не переоценивая. Ему посчастливилось дольше других в союзные времена – восемь сезонов кряду – руководить игрой "Шахтера", получив достойное наследство от своих предшественников – Олега Базилевича и Владимира Салькова.
Не говоря уже об Олеге Александровиче Ошенкове, при котором Носову самому довелось еще поиграть. В частности, выйти на поле в финальном матче за Кубок СССР 1963 года против московского "Спартака", когда "Шахтер" был близок к тому, чтобы выиграть трофей в третий раз подряд и увезти его в Донецк навсегда. Галимзян Хусаинов тогда крепко огорчил защитника Носова и его партнеров, умудрившись забить решающий гол непосредственно с углового.
Впрочем, кубковый характер навсегда остался с "Шахтером", только еще более закалившись при тренере Викторе Носове, который когда-то так объяснил мне природу этого явления:
- Думаю, это одна из производных того романтического футбола, в котором представления о патриотизме и преданности своему клубу не были пустым звуком, - говорил Виктор Васильевич. – Если хотите, это особая футбольная ментальность, позволявшая игроку органично влиться в команду, приносить ей максимальную пользу. При этом чисто футбольные навыки в каком-то смысле уходили на второй план, уступая место человеческим качествам: мужеству, волевому настрою, готовности в экстремальной ситуации сыграть через "не могу", наконец, простой коммуникабельностью в коллективе. И от того, насколько все это было присуще футболистам, надевавшим футболки "Шахтера", напрямую зависели наши успехи и неудачи.
Успехи "Шахтера" конца 70-х – начала 80-х годов были связаны с именами Виталия Старухина, Юрия Дегтярева, Виктора Звягинцева, Михаила Соколовского, Владимира Сафонова, Юрия Дудинского, Виктора Чанова… А для Виктора Грачева присутствие Виктора Васильевича на тренерском мостике донецкого клуба явилось едва ли не решающим аргументом при возвращении из Москвы в Донецк. Их уважение – тренера и игроков – было взаимным. "Если бы не они – не было бы заслуженного тренера Украины Носова", – такое признание я слышал из его собственных уст.
При всем уважении к каждому из футболистов, с которым судьба сводила Носова в донецком клубе, одно имя все же стояло особняком - это Виталий Старухин. Сегодня, наверное, уже мало кто помнит, что в полтавском "Строителе", клубе второй союзной лиги, они вместе выходили на поле, а спустя несколько лет их пути снова пересеклись – теперь уже в "Шахтере". При тренере Носове случился взлет выдающегося голеадора Старухина, который в 1979-м выиграл спор бомбардиров в чемпионате СССР и был признан лучшим футболистом страны. При тренере Носове "Шахтер" выиграл свой последний в советской истории Кубок страны – случилось это ровно 25 лет назад.
Его уход с тренерской скамейки "Шахтера" в 1986-м носил добровольно-принудительный характер. Воспринял отставку Виктор Васильевич спокойно. "Чертовски устал, - вспоминал позже. – Никто не измерял уровень психологических перегрузок, которые испытывает тренер, находясь много лет подряд в кратере вулкана, с которым вполне сравнимы трибуны стадиона".
После чемпионата СССР работа на Мальдивских островах действительно показалась Виктору Васильевичу отдыхом. Федерация футбола тогда еще большой и единой страны подарила тренеру из Донецка на два года рай с пальмами, океаном и круглогодичной температурой плюс 25 градусов. В тренерском плане, разумеется, ничего нового Носов там не приобрел, кроме памятного знакомства с приезжавшим на Мальдивы в качестве консультанта ФИФА Дитером Крамером. Тем самым Крамером, который в 70-е годы был творцом звездной "Баварии" – с Мюллером, Беккенбауэром, Майером, Шварценбеком…
Вернувшись с экзотических островов, Носов получил приглашение в ташкентский "Пахтакор", однако тогда первый раз подвело сердце, и врачи настоятельно рекомендовали обойтись без рискованных экспериментов на среднеазиатской жаре, а вернуться в более привычные климатические условия. Работал в луганской "Заре", ставропольском "Динамо", "Вересе" из Ровно…
Потом наступили совсем смутные времена, когда горечь невостребованности испытали многие футбольные специалисты, в том числе и Носов. Нужно было искать выход их положения – попросту говоря, выживать. Жаль, за давностью лет потерялась носовская визитка с названием фирмы, которая занималась продажей то ли собачьего, то ли кошачьего корма…
Позже эти коммерческие потуги ему самому казались смешными и наивными. Как кесарю – кесарево, так, наверное, и тренеру – тренерово. "Новым русским" Носов не стал. Однако, как сам признавался, все же пользу из пережитого извлек: "Лучше узнал людей и значительно расширил круг полезных знакомств, что в дальнейшем все равно пригодилось".
В дальнейшем, слава Богу, в его жизнь снова вернулся футбол и уже не отпускал до конца. "Я никогда не был болезненно тщеславен, стремился честно, в меру своих сил и возможностей выполнять любое поручение, не думая об амбициях. И раз я понадобился клубу, которому отдал, считайте, все свою жизнь, в новом качестве – значит, должен принять это с благодарностью", - так комментировал Носов свое второе пришествие в "Шахтер", когда получил приглашение поработать с резервистами донецкого клуба.
Ему было суждено еще раз поработать с командой высшей лиги – полтавской "Ворсклой". Пару месяцев назад взялся за новое дело – детско-юношеский футбол в донецком "Металлурге". Увы, последнее в его славной тренерской жизни…
Виктора Васильевича Носова в субботу похоронят в Донецке.
Юрий ЮРИС, "Спорт-Экспресс в Украине", 18.04.2008