Матузалем: "Судья меня не понимает. Но видит, что недоволен"
Полузащитнику "Шахтера" Франселино Матузалему языковой барьер на поле не мешает Без преувеличения можно сказать, что пришедший в донецкий "Шахтер" из итальянской Серии А плеймейкер Франселино МАТУЗАЛЕМ стал одним из наиболее удачных приобретений горняков за последнее время. Техничный бразильский полузащитник оказался настоящим универсалом: и на своей непосредственной вотчине -- в центре поля -- не оставляет соперникам шанса, и голы забивает почаще некоторых нападающих. Сегодня Мату решил самолично рассказать поклонникам о себе и своих талантах...
-- Мирча Луческу неоднократно говорил, что бразильцам тяжело играть на весенних украинских полях. А каковы твои впечатления от выступлений на таких газонах?
-- Мистер Луческу совершенно прав. Главный козырь всех бразильских игроков -- техника, и на вязких, скользких полях им очень тяжело показать все, на что они способны.
-- Тем не менее, ты исправно появлялся даже на самых тяжелых газонах?
-- Лично для меня весной особых сложностей нет. Я имею достаточно солидный опыт зимней игры. Пять лет выступал в чемпионате Италии, и скажу честно, что на Апеннинах весенние поля ничуть не лучше, чем в Украине. А вот что в вашем климате действительно доставляет мне проблемы -- так это необычайно холодная зима.
-- Ты очень часто подбегаешь к арбитру и пытаешься ему что-то объяснить. Если не секрет, на каком языке?
-- Хотя по правилам общаться с судьей может только капитан, но во время поединка арбитру жалуются все футболисты. Ну и я не исключение. Рефери, конечно, не понимает, о чем именно я говорю, однако видит -- я недоволен чем-то, что произошло на поле...
-- Кстати, о языке. Когда в команде был один Брандао, он овладел азами русского и английского. А как насчет остальных представителей "бразильского легиона"? Или вам хватает общения друг с другом?
-- Действительно, в повседневной жизни мы обычно общаемся между собой на португальском языке. Что же касается успехов в русском, то мы, конечно, стараемся его выучить, но, честно говоря, не очень пока в этом приуспели. В общем, можете пока и не просить меня сказать какую-нибудь фразу по-русски. Но я постараюсь в будущем исправиться.
-- Ты следишь за тем, как развивается ситуация в турнирной таблице украинского чемпионата?
-- По большому счету, меня интересуют только два коллектива -- "Шахтер" и наш главный оппонент киевское "Динамо". Иногда бывает, что даже название команды, с которой нам предстоит встречаться, не знаю.
-- А как же мотивация? Не возникает проблем при такой "нелюбопытности"?
-- Нет, все трудности и возникают, и решаются непосредственно на поле. Надеюсь, своей игрой я доказываю, что недостатка мотивации у меня нет. Знаю, меня иногда обвиняют в том, что некоторые матчи я намеренно провожу как бы вполсилы. Конечно, иногда у меня игра идет хуже, чем обычно, но ведь такое случается со всеми, даже самыми великими, футболистами. Кстати, вначале этого сезона я выступал не так хорошо, как хотелось бы, поскольку у меня была травма, и после нее я никак не мог набрать оптимальную форму.
-- Какая встреча в нынешнем сезоне тебе запомнилась больше всего?
-- К сожалению, тот матч в Кубке УЕФА, который не позволил нам пройти дальше. Самое обидное, что мы тогда выступали дома и просто обязаны были выигрывать у "Лилля", но не смогли. Я этого точно долго не смогу забыть.
-- В последнее время тебе нередко приходилось надевать капитанскую повязку. Как ты себя чувствовал в качестве главы команды?
-- В первую очередь, мне было очень приятно, что тренер настолько доверяет мне. Наверное, это случилось потому, что мне уже доводилось носить капитанскую повязку, когда я играл в Италии. Однако все это накладывает определенные обязательства: например, проявлять лидерские качества и вести за собой команду. А в целом, считаю, принципиального различия между капитаном и обычным футболистом на поле нет.
Дословно
"Сын пока теннисист"
Обычно за короткой надписью на футболке почти каждого бразильца скрывается намного более длинное имя. За малоизвестным Эдсоном Арантесом до Насименто скрывается всемирно известный король футбола Пеле. Полное имя мадридского "Зубастика" -- Роналдо Луис Назарио да Лима. Бразильская же звезда донецкого "Шахтера" носит привычное европейскому уху имя -- Франселино Матузалем...
-- Многие твои соотечественники известны под кличками. А у тебя есть какое-нибудь прозвище?
-- Дело в том, что, например, Кака, Кафу, Роналдиньо используют ту кличку, которая "прилипла" к ним с детства. Меня же с юных лет называли только Матузалемом -- и мои родители, и друзья, и тренеры. Так я и остался на всю жизнь Матузалемом. Правда, насколько я понимаю, донецкие болельщики сами дали мне прозвище -- Мату.
-- Раньше ты и другие донецкие бразильцы отмечали забитые голы зажигательной самбой, но в последнее время почему-то отошли от этой традиции. С чем это связано?
-- Я никогда заранее не знаю, как именно буду реагировать на забитый мною или моими друзьями мяч. Каждый гол -- это экспромт, импровизация. Иногда у меня бывает настроение как раз для того, чтобы танцевать самбу, иногда нет. Так что это вовсе не значит, что, например, мой следующий гол я не захочу снова отпраздновать латинским танцем.
-- Это правда, что твой сын занимается теннисом, а не футболом?
-- Да, действительно. Я как-то привел его в футбольную школу, но получилось, что он там был самым младшим: ему было всего три года, а другим ребятам -- лет по 6--7. Естественно, он не мог с ними состязаться и играть на равных. Но я решил, что незачем Жуниору терять время зря, и отдал его пока на теннис. Когда он подрастет -- будем смотреть, что делать дальше. Возможно, я отдам его в детскую футбольную школу. Быть может, это будет даже школа "Шахтера".
Мария СОЛОВЕЙ "КОМАНДА" из Донецка