Хенк ван Стее: "Когда я уходил из "Шахтера", желающих занять мое место хватало"
Директор академии "Зенита" Хенк ван Стее вспомнил о своей работе, проделанной в донецком "Шахтере".
- Мнения о вашей работе, в том числе и в Донецке, разнятся. На днях один известный журналист написал следующее: "Я вчера общался в Киеве с ребятами из донецкого "Шахтера". Они с удивлением говорят: "Как это у вас Хенк работает? Они от него избавились". Что скажете на это?
- Не могу поверить, что это говорили люди из "Шахтера". Но отвечу следующее: во-первых, иностранец всегда остается иностранцем. Мало кто хочет их видеть у себя в стране. Во-вторых, когда я уходил из "Шахтера", хватало желающих занять мое место. И они все пытались преподать так, что дела идут совсем плохо. Но предлагаю учесть разницу между тем, что академия донецкого клуба представляет из себя сейчас, и тем, что было на момент моего прихода. Я вам скажу: тогда не было ничего.
- Что значит "ничего"?
- Была шикарная база, где работала основная команда, "молодежка" и "Шахтер-2". А в центре города располагалась футбольная школа, которая работала обособленно, как и многие другие. Замечу, что подготовка игроков там велась на более низком уровне по сравнению с тем, как это делается сейчас. Придя в клуб, я сказал, что дела не так уж хороши. Но была старая гвардия специалистов, которые не желали развиваться и работать, как требовал "Шахтер". С ними пришлось расстаться, поэтому причина появления недовольных людей понятна. Сегодня же академия "Шахтера", на мой взгляд, однозначно лучшая на Украине.
Еще один момент - соперничество с киевским "Динамо", которое тогда было скалой. И как первая команда, и как футбольная школа. В такой ситуации трудно быть популярным и кем-то любимым. Но у меня нет и не было задачи кому-то нравиться. На первом месте интересы клуба, в котором я работаю.
- Сколько воспитанников академии "Шахтера" попали при вас в основную команду?
- Я в Донецке отработал два с половиной года, поэтому ребята при мне могли пройти только часть обучения в академии. И вскоре после моего ухода в первую команду попали Артем Федецкий, Ярослав Ракицкий, играл за "Шахтер" Евгений Селезнев. Но и здесь надо учитывать силу состава у "горняков". Подвинуть основных футболистов очень тяжело. Зато можно обратить внимание на другое - воспитанники академии "Шахтера" на виду во многих командах украинской премьер-лиги.
Что касается недоброжелателей, то можете не сомневаться: их у меня и в Петербурге хватает. Если кто-то думает, я буду с ним любезничать только для того, чтобы у нас были хорошие отношения, то заблуждается. И в Голландии, и в Донецке, и в Питере я всегда отстаивал интересы клуба, где работаю. Именно это всегда на первом месте, а не панибратские отношения с кем-то.
А для критиков, которые говорят, что, мол, этот голландец занимается непонятно чем, у меня есть вопрос. Если они так уверенно да еще и публично критикуют мою работу, значит, наверное, считают себя большими специалистами. В таком случае пусть объяснят: раз вы такие большие знатоки, считаете себя сильными и влиятельными людьми, то расскажите, что вы сами сделали для детско-юношеского футбола в своем родном городе? Хотя бы за время, что я работаю в Питере. Что построили? Не буду называть фамилии, но думаю, вы знаете, кому я могу задать эти вопросы. Когда людям говоришь все это в лицо, то друзей у тебя не прибавляется.