Оскарс Бартулис: "Главное в этой команде - характер"
У хоккейного клуба "Донбасс" – одна из лучших в Конференции "Запад" оборона. И один из ее столпов – латвийский защитник Оскарс Бартулис, прошедший школу НХЛ, один из ключевых игроков своей сборной, готовящейся выступить на Олимпиаде в Сочи. terrikon.com встретился с этим удивительно позитивным человеком, чтобы воочию убедиться: защитные порядки донецкой команды – в надежных руках!
Парень из-под Риги
- Оскар – это интернациональное имя, не латвийское…
- Тем не менее, в Латвии оно достаточно распространено. Есть знакомые и друзья с этим именем. Так что я не такой уж уникальный у себя на родине (улыбается). Хотя, конечно, оно больше американское…
- Ну да, по американской традиции, Оскар – значит, лучший. Не чувствуете ли в этом смысле давления со стороны собственного имени?
- Да нет, ничего такого! Мне с моим именем комфортно, оно мне нравится.
- Вы прекрасно говорите по-русски. А родились ведь в 1987 году – значит, русский язык в школе не учили. Откуда же это взялось?
- Мой дедушка с маминой стороны только на русском разговаривал. Ну и со стороны папы, раньше вообще больше по-русски говорили. И мои родители тоже хорошо разговаривают на этом языке, и в школе тоже на нем свободно общались. Ну а потом, когда мне исполнилось 14 лет, я поехал в Москву, играл в ЦСКА и окунулся уже в полностью русскоязычную среду. И когда я отправился в Америку, то там среди моих партнеров тоже постоянно были русские ребята - Жердев, Брызгалов и другие...
- Вы родились в небольшом курортном городке…
- Ну, это громко сказано. Курортная у нас Юрмала, а мой родной Огре - просто маленький зеленый городок в 20-30 минутах езды от Риги, там природа, речка большая, даже две речки. В принципе, может, это и есть небольшой курорт... Впрочем, жил я там недолго, мы быстро перебрались ближе к Риге. Но у меня в Огре остались дедушка с бабушкой, и я там иногда проводил время летом.
- В обстановке индустриального Донецка чувствуете себя нормально?
- Да, вполне.
- Есть ли у вас любимое место в Донецке?
- К сожалению, у меня не так много свободного времени, чтобы как следует познакомиться с городом. Я сам в центре живу, рядом с площадью Ленина. В общем, все нравится, все устраивает здесь, и каток близко. Хожу с семьей в парк Щербакова, гуляем по бульвару Пушкина.
Латвийский бум
- То, что вы так рано попали в Москву, в школу ЦСКА, в питомник лучших хоккейных традиций…
- О, это большое везение! В то время у нас в Латвии хоккеисту почти негде было расти, а мне выпал такой шанс! Это был большой шаг вперед.
- Обычному латвийскому мальчику сложно стать хоккеистом?
- Сейчас намного проще. Сейчас, я думаю, у нас хоккей – точно спорт номер один. А когда я начинал, это было намного труднее. Не хватало катков, по сути, у нас тогда был только один каток на всю Латвию, старый Дворец спорта, сейчас его уже нет. Чтобы попасть на тренировки, приходилось в 5.40 утра вставать. Да в то время было труднее... Сейчас катков уже намного больше, в том числе - и в маленьких городках, и количество занимающихся ребят сильно выросло. Гораздо больше детских команд, и конкуренция есть между ними, и хоккей прогрессирует. Вот рижское "Динамо" сейчас на подъеме, у них школа детская, мой сын тоже начал сейчас туда ходить, там им и форму выдают, потому что знают, что это недешевый спорт: надо и форму купить, и за лед платить. Меня это, конечно, радует, что хоккей у нас развивается.
- В чем причина такого хоккейного бума?
- Это началось, когда в 1996 году Латвия попала в группу А на чемпионат мира. Начиная с 1997-го мы так и держимся в высшем мировом дивизионе. Чемпионат мира – это сам по себе большой бум. Каждый апрель и май, когда идет чемпионат мира, только хоккеем в Латвии все живут, следят буквально за каждым нашим шагом.
- Для Латвии выйти в четвертьфинал ЧМ – пройденный этап. Все-таки 3-4 раза ваша сборная до этой стадии турнира уже доходила...
- Всего 3-4 раза. Это большое достижение для нас, когда мы туда выходим. Каждый раз стараемся сделать следующий шаг, но ни разу еще не получилось.
- Кто, по-вашему, лучший игрок Латвии всех времен?
- Я думаю, можно разделить историю латвийского хоккея на две части – советский период и эпоха независимости. Тогда лучшим был Хельмут Балдерис. На современном этапе – конечно, Артур Ирбе, хотя были и другие большие таланты. Например, Карлис Скрастиньш, установивший рекорд для всех защитников НХЛ – 495 матчей без перерыва. Очень ярким игроком был Сергей Жолток, жаль, что так рано погиб…
Две лиги – два образа жизни
- В списке латышских хоккеистов, игравших в НХЛ, с вами – 16 человек. Не так много, в общем-то. Все вы, наверное, для Латвии - национальные герои?
- Ну да, конечно, это большой шаг, если ты туда попадаешь, если у тебя есть шанс там поиграть, и для развития твоей карьеры это большой плюс. Ребята нашего поколения все чаще едут в Канаду, ищут там свой шанс реализоваться. Шансов больше, понятно, чем в советское время, хотя прорваться непросто и сейчас. Я сам через это проходил, играл в юниорских лигах, потом в фарм-клубе, наконец, дорос до "Филадельфии Флайерс".
- Что дал вам опыт НХЛ?
- Хоккей остается хоккеем, даже если это НХЛ. Конечно, это другой уровень, другой стиль хоккея, больше физики, нет таких розыгрышей, как здесь, нет такого количества передач по чистому льду. И другие реалии - площадки поменьше, скорости повыше. Для меня НХЛ стал большим шансом стать настоящим профессионалом.
- Переезд в Донецк для вас стал тяжелым? Ведь это перемена обстановки, перемена команды, перемена стиля…
- Немного было. Я не знал, что здесь меня ждет, какой город. Игры КХЛ смотрел, но сам здесь не играл, перед этим провел 8 лет в Америке… Но предложение правда было интересным, и я подписал контракт с "Донбассом". Первые пять-шесть недель стали очень важными для меня, требовалось понять, что и как в КХЛ. Я бы не сказал, что переход дался очень тяжело, я быстро привык к новым условиям, и тренер мне в этом помог, и ребята тоже. У нас быстро сложился дружный коллектив, вместе и в город выходили… В общем, я считаю, удачно адаптировался.
- В чем сила хоккейного клуба "Донбасс"?
- Мы выходим на каждую игру с ответственностью. Мы очень хорошо играем в защите, благодаря этому у нас мало пропущенных шайб и вратарь здорово стоит. Мы стараемся все 60 минут, а не так чтобы период отыграли - и все, успокоились.
- То есть, главное в "Донбассе" - характер?
- Да, можно так сказать. Команда еще новая, но характер – да, это уже в ней виден.
- В чем главная особенность тренера Назарова? В чем он силен?
- Он нас очень умело настраивает на игры. Он хороший мотиватор. Конечно, мы все профессионалы, понимаем, что должны делать, но роль тренера все равно очень большая, его слово должно быть решающим. То, что он нам говорит – это и есть самое главное, что он приносит в команду.
- Что больше всего запомнилось за время игры в "Донбассе"?
- В позитивном плане – выигрыш Континентального кубка.. Негативным остался прошлый год, когда не удалось попасть в плей-офф КХЛ…
- А если брать не отдельное событие, а отдельный игровой момент?
- (Задумывается) Такого вспомнить не могу. Игр много и они проходят. Хочется быстрей забыть и настраиваться на следующую.
- Вы собираетесь продлевать контракт с "Донбассом", который у вас истекает весной 2015 года?
- Еще много времени впереди. Но если клуб предложит, я с удовольствием здесь останусь. Еще раз повторю: меня все устраивает в Донецке.
Навстречу Олимпиаде
- Вы устраиваете акции для детей в Латвии. Расскажите об этом подробнее.
- Мы начали это делать еще с Карлисом Скрастиньшем. Идея была простая - хоккейный лагерь для латвийских ребят, тренеры к нам приезжали из Северной Америки, очень хорошего уровня. Все это продолжается и сейчас. Приходят игроки из рижского "Динамо", из сборной Латвии, делятся своим опытом. Для детей, попавших в этот лагерь, он дает большой толчок в развитии. Это одна программа. Другая - помощь семьям, где не все так хорошо с финансами, но дети хотят заниматься хоккеем. Помогаем с формой. Я еще когда в НХЛ выступал, пользовался специальной благотворительной программой по инициативе Ассоциации игроков – каждый игрок НХЛ может бесплатно привезти в свою страну 20 комплектов формы для детей. В сборной мы тоже собираем деньги – это дело добровольное, но желающих достаточно. На эти деньги мы покупаем форму и раздаем ее детям.
- Что заставляет вас делать это?
- Мы видим, что хоккей у нас развивается. Мы видим, что дети хотят играть, и мы хотим помочь им сделать первый шаг. Когда я был маленький, мы играли на пруду в хоккей, в самых простых условиях. И когда я в первую команду пошел, у меня всегда была мысль: если я стану большим хоккеистом и начну зарабатывать деньги, я обязательно помогу детям, которые, как и я когда-то, хотят играть в хоккей.
- Вы как член сборной Латвии, с каким чувством ожидаете Олимпиады?
- Это большое мероприятие! Один раз я уже почувствовал это в Ванкувере. Но там я по-настоящему все-таки не ощутил олимпийское настроение. Мы приехали туда сразу после очередного тура НХЛ, церемонию открытия не видели. Отыграли – и сразу опять разъехались по клубам. А сейчас есть возможность быть на Олимпиаде с самого первого дня. Конечно, хочется попасть в команду и съездить в Сочи. У нас в декабре - последние контрольные игры, после этого объявят окончательный состав. Надеюсь, меня все-таки выберут...
- Желаем вам попасть на Олимпиаду. И пусть Латвия сделает там то, чего никогда еще не делала - то есть пусть попадет в полуфинал. И дай Бог вам в хоккейном клубе "Донбасс" дальнейших успехов!
- Спасибо, буду стараться, надеюсь не разочаровать всех наших болельщиков!
terrikon.com благодарит пресс-службу ХК "Донбасс" за помощь в организации интервью.
Интервью взял Евгений Ясенов, "Террикон"