Украинцы на зимних Олимпиадах: приключения одесситов в Турине
Это была очень романтическая история. Одесская девочка и одесский мальчик. Любовь с подросткового возраста. Прекрасная пара в знаменитой школе фигурного катания. Высокий стройный брюнет и хрупкая блондинка, в которую он влюбился навсегда. По крайней мере, так ему тогда казалось…
Руслан Гончаров вспоминал, когда они с Еленой Грушиной уже стали знаменитыми: "Лена была моей первой девушкой, с которой я начал встречаться. У меня не было совершенно никакого опыта. Как-то мы шли с Леной и моей мамой с тренировки, а дома у нас рядом стоят. И я знал, что всегда надо провожать Лену. Но в тот раз забыл совершенно. И говорю: "Ну, Леночка, пока!" А мама мне так строго: "Как это "пока"? А ну проводи девочку домой!".
А Елена вспоминала так: "Мне было 14 лет, а Руслану 16. Мы вместе очень много ездили на различные соревнования, и Руслан был всегда рядом. Помогал мне таскать тяжелые сумки, всегда был очень внимателен. Со временем мы начали встречаться". Так начиналась чемпионская любовь…
Руслан мог стать футболистом. По крайней мере, так он об этом рассказывал. Шутил, что, может быть, в его лице "Черноморец" потерял великого игрока. Однажды его увидел где-то во дворе тренер из клубной школы и пригласил на тренировку. Руслан не пошел – мама настояла, чтобы он занялся фигурным катанием ("хотя тренеры поначалу совсем не обещали мне звездной карьеры – скорее наоборот"). Ну, а перед Леной выбора и не было – она и сама мечтала стать фигуристкой с детства.
Тренер Галину Кухар сказала о них, когда они уже прочно вошли в мировую элиту: "Руслан и Лена принадлежат к числу людей, которых никакая слава не испортит". Но как они пришли к этой славе?
Сначала была одесская школа фигурного катания – на тот момент, в начале 90-х, самая передовая не только в Украине, но и, возможно, на всем постсоветском пространстве. Потом Грушина и Гончаров перешли к Наталье Линичук и Геннадию Карпоносову – первоклассным специалистам именно по танцу. Потом – к Татьяне Тарасовой. А в начале "нулевых" в группе Тарасовой произошел раскол. И одесскую пару стал тренировать Николай Морозов – один из лучших ледовых хореографов в мире, который как танцор успел выступить и за Азербайджан, и за Россию. Морозов – очень эмоциональный тренер, и перед стартом всегда переживает больше, чем его воспитанники. Так было и с Грушиной-Гончаровым. "Мы уже хотели выступить получше, только чтобы Коля был спокоен", - вспоминала Грушина.
У Морозова в карьере будут олимпийские чемпионы (правда, не из Украины), но и "бронза" одесского дуэта в Турине для него могла приравниваться к "золоту". Для того, чтобы завоевать награды, представителям Украины в фигурном катании нужно было быть лучше самих себя. Как пояснял позже Руслан Гончаров: "Нам нужно выглядеть на соревнованиях идеально, чтобы рассчитывать на какое-то место. Мы не имеем права на ошибку, поскольку авторитета у украинского фигурного катания немного. Та же Россия занимает определенное положение в мире фигурного катания, поэтому если кто-то из российских спортсменов что-то сделает не так, не доберет баллов, им все равно поставят эти баллы. Мы же рассчитывали на самих себя".
Начали олимпийскую программу Грушина и Гончаров так себе. После обязательного танца – пятое место. Им, бронзовым призерам последнего чемпионата мира, такой результат вряд ли снился в радужных снах. В оригинальном танце, впрочем, они отыгрались, и по сумме двух выступлений заняли законное третье место.
В решающем туринском танце Грушина и Гончаров показали все, на что способны. Белые костюмы, восточные мотивы… Они были хороши. Возможно – хороши, как никогда. И оценки были хороши. Но – не запредельно… За ними выступали еще три пары. Поэтому Руслан и Лена восприняли свои оценки с таким "отмороженным" видом. Они просто не знали еще, хорошо их отметили или плохо. Все должно было проясниться после выступления конкурентов. Россияне Татьяна Навка и Олег Костомаров дали такого жару, что сразу стало ясно: сегодня они будут лучшими. Лучшие результаты показали и американцы Белбин – Агосто. Пьедестал зашатался под одесскими фигуристами… Но последние конкуренты, французы Делобель – Шенфельдер, пощадили наши надежды. И украинское фигурное катание 12 лет спустя таки вернулось на олимпийскую высоту. Пусть и не на самую высокую…
После Турина они покинули любительский спорт. Стали выступать отдельно в разных шоу. Скоро распался и их семейный союз. "Мы расстались по-мирному, без скандалов и битья посуды", - подвел черту их совместной жизни Руслан Гончаров. Теперь они живут порознь. Но их "бронза" навсегда останется общей. И пока – последней в олимпийской истории Украины.
В материале использованы интервью Елены Грушиной и Руслана Гончарова разных лет
Евгений Ясенов, "Террикон"