Водитель автобуса Олимпика: Однажды могли загореться, но Бог отвел
В футболе мелочей не бывает, это известно всем. Результат работы футболистов на поле зависит от многих факторов – от тренировочных занятий, физподготовки, тактических навыков, питания, своевременного восстановления и многого другого. Работа персонала футбольного клуба не видна для болельщиков, но тоже имеет важнейшее значение. Например, от водителя автобуса также многое зависит, он отвечает за комфортную и быструю поездку команды на выездные матчи. Сегодня мы поговорим с водителем автобуса футбольного клуба «Олимпик» Андреем Емельяненко, который работает в клубе с первого дня его основания.
- Вы в клубе работаете с первого дня его основания. Как вы оказались в «Олимпике»?
- Меня пригласили на работу. Владислав Григорьевич (президент клуба Владислав Гельзин, - прим. авт.) до этого трудился в донецком «Металлурге», а затем решил строить базу для «Олимпика». Они с партнерами перестроили парк на Боссе (район Донецка, - прим. авт.), который был в запущенном состоянии. Зеленстрой заложил поля, появились очертания трибун, строилось административные здания. Команда тогда еще и только собиралась, играли в чемпионате Донецкой области. А я работал водителем у директора фонда «Олимпик» Михаила Косевича. Тогда автобуса у команды еще не было.
- А когда появился первый автобус?
- Когда «Олимпик» получил профессиональный статус и вышел во Вторую лигу. Это был автобус «Икарус Скания». Его сменил новенький MAN в 2007 году, мы ездили забирать этот автобус с Алексеем Антоновым в Ильичевск, куда его доставили на корабле. А накануне выхода команды в Премьер-лигу компания «Альтком» презентовала нам нынешний лайнер – «Вольво». Его пригнали прямо к нам на базу.
- Самое большое расстояние, которое вы преодолели с командой.
- Когда ездили из Донецка в Чернигов играть с «Десной», преодолели 810 км. Из Донецка во Львов ездить не приходилось, в те времена нам не попадались команды из этого города.
- «Олимпик» - одна из тех команд, которая вынуждена часто ездить в виду отсутствия своего стадиона. Вы, как водитель, ощущаете эту нагрузку?
- Я до этого работал в дальнобое, поэтому для меня это вообще семечки (смеется, - прим. авт.). Я вообще сельскохозяйственник, получил знания и навыки от слесаря до дальнобойщика, могу работать комбайнером, трактористом. Я и в совхозе работал.
- То есть, до того, как пришли в «Олимпик», с футболом не пересекались?
- Нет. Но я работал еще в «Металлурге», тоже водителем автобуса. В паре с отцом нашего спортивного директора Алексея Антонова.
- Вы поработали со всеми тренерами «Олимпика». Суеверные наставники были?
- Первым был Кармелюк, после него пришел Игорь Петров, отработавший в клубе семь лет. Его сменил Роман Пилипчук. Ну а затем команду возглавил Роман Санжар. Не могу сказать, что кто-то из них был суверенным, как правило, футболисты первыми заходят в автобус и первыми же выходят.
Роман Михайлович Пилипчук старался команду окультурить. Не разрешал останавливаться на остановках общественного транспорта или в поле – только на заправках или в цивилизованном месте. Он требовал, чтобы в команде все друг к другу обращались по имени отчеству.
- Бывало, что вас просили ехать какой-то дорогой на фарт?
- Заморочки были, конечно, но я как-то на них не обращал внимание.
- Аварии случались?
- Конечно, куда же без этого. Мы ехали на автобусе MAN на игру в Полтаву. Только выехали с базы, ехали по Донецку, и передо мной товарищ решил развернуться. Был вынужден выскочить на встречную полосу. В итоге, пришлось ребят пересаживать в другой автобус, и они поехали дальше на игру. Благо, никто не пострадал.
Как-то на «Икарусе» ехали, приходят футболисты и говорят: «Иваныч, там что-то сзади попахивает». Включаю свет, а там «дымовая шашка» загорелась (смеется, - прим. авт.). Дым в салон шел, а они в карты играют. Могли загореться, но Бог отвел.
- А смешные ситуации на дороге случались?
- Ехали с Чернигова домой, проезжаем в Константиновке пост ГАИ – идет бабушка по дороге. Я останавливаюсь, а Алексей Георгиевич (Антонов, - прим. авт.) говорит: «Иваныч, чего ты останавливаешься, мы же спешим». А я ему в ответ: «Так бабушка на дороге». Он с недоумением смотрит на меня и спрашивает: «Где»? А бабушка маленькая, незаметная. Идет возле автобуса и рукой по нему стучит. Ну, мы забрали ее к себе в автобус, решили подвезти. Бабуля босиком шла, поздней осенью. Довезли ее до Ясиноватского поста ГАИ, смотрю в салон – а все футболисты в полотенцах сидят. От бабушки так пахло, что все мои пассажиры чуть с ума не сошли (смеется, - прим. авт.).
- Какой выезд самый сложный для вас?
- Во Львов далеко ехать, но там самая хорошая дорога. А вот сложнее всего в Запорожье, куда мы завтра отправляемся. Выходит ехать дольше всего туда.
- В 2014 году, когда в Донецке начинались противостояния, появлялись первые блок-посты, как выезжали на автобусе с символикой «Олимпика»?
- Без проблем. Дело в том, что мы выехали весной, когда еще особых кордонов не было. А вот когда я ездил за вторым автобусом, его уже выводили через блок-посты. Было непросто.
Правда, был как-то неприятный эпизод, связанный с блок-постами. Мы ехали из Армянска, тогда уже были блок-посты, особенно вечером. Нам показывают, что нужно остановиться, а я, чтобы не перекрывать дорогу, решил взять правее, на обочину. Сдаю вправо, прямо на них. Тут у них начался «кипишь», все перепугались. Но, слава Богу, все обошлось.
- Водители автобусов клубов Премьер-лиги общаются?
- Да, конечно. В частности, мы в хороших отношениях с водителем автобуса «Шахтера». Дружу и с другими коллегами.