Мишель Платини: "Не собираюсь проигрывать выборы Президента УЕФА"
Добро пожаловать в Москву! - Мишель Платини широким жестом предложил присоединиться к нему за столиком в уютном уголке зимнего сада гостиницы "Националь" и тут же весело рассмеялся собственной шутке. - Знаете, я приезжаю на Кубок Содружества уже много лет, поэтому чувствую себя здесь как дома".
Судя по настроению одного из самых ярких игроков в истории французского и мирового футбола, предстоящие выборы на пост президента УЕФА не вызывают у него никакого волнения. Неужели такое бывает?
- Практически никакого, - подтвердил Платини. - Будучи профессиональным футболистом, я сыграл огромное количество важнейших матчей, перед которыми нервничал гораздо больше, чем сейчас. Так что чувствую себя отлично.
- Можете назвать себя фаворитом?
- Скажем так: чувствую, что ситуация складывается благоприятным для меня образом. Хотя говорить о чем-то наверняка, разумеется, преждевременно - предстоит закрытое голосование. Как бы то ни было, я всегда стараюсь оставаться оптимистом.
- В случае поражения будете выставлять свою кандидатуру на выборы президента ФИФА или предпочтете поддержать занимающего этот пост в настоящее время Зеппа Блаттера?
- Прежде всего я не собираюсь проигрывать выборы президента УЕФА. (Улыбается.)
- Какие проблемы в европейском футболе требуют, на ваш взгляд, скорейшего разрешения?
- Сейчас самое важное - объединить под крылом УЕФА всю европейскую футбольную семью и сделать так, чтобы решения принимались не исполнительным комитетом из десятка человек, а сообща. Именно это считаю приоритетным направлением своей работы на посту президента УЕФА. Нам нужно будет как можно быстрее выработать хартию, по которой европейский футбол будет жить и развиваться. Только тогда мы сможем успешно бороться с другими "болезнями" футбола - расизмом, допингом, коррупцией...
- В Москву вы прибыли переговорить с руководителями футбольных федераций стран СНГ и Балтии?
- Я приезжаю на Кубок Содружества уже много лет и с большинством из них общался не раз. Поэтому они хорошо знают и меня, и мою программу реформирования и развития европейского футбола.
- Одним из ключевых пунктов этой программы вы называли реформу Лиги чемпионов, направленную на уменьшение представительства в ней ведущих стран. Стоит ли ожидать перемен в Кубке УЕФА?
- Кубок УЕФА в нынешнем виде - новый турнир, которому идет всего третий год. На сегодняшний день мы видим следующую картину: одни клубы довольны, другие не очень. Но рубить сплеча пока рано - нужно посмотреть, что будет с этим турниром через некоторое время. Кстати, главная проблема для Кубка УЕФА - как раз Лига чемпионов. Ее популярность начисто затмевает собой второй по значимости европейский турнир. Вы так не считаете?
- Но ведь и уровень сегодняшнего Кубка УЕФА несколько ниже, чем он был, скажем, в вашу бытность игроком.
- Совершенно верно. Это связано именно с тем, что ведущие в футбольном отношении страны в нем представлены командами второго эшелона, тогда как сильнейшие выступают в Лиге чемпионов.
- Можно ли сказать, что одной из ваших задач на посту президента УЕФА вы считаете повышение спортивного уровня и престижа этого турнира?
- Вполне возможно. Впрочем, как я уже сказал, принимать поспешных решений не стоит. В ближайшие годы будем наблюдать за развитием турнира. Если у вас, в свою очередь, появятся идеи насчет того, как сделать Кубок УЕФА интереснее, пожалуйста, позвоните мне.
- Вы не считаете, что какие-то перемены необходимы и в философии футбола в целом? То и дело звучат мнения о том, что сегодня он стал менее зрелищным, чем 20 - 30 лет назад.
- Кое-какие шаги в этом направлении делаются постоянно. Например, в начале 90-х мы предложили запретить вратарю брать руками мяч после паса партнера ногой. С другой стороны, у современного футбола и так имеется все, чтобы вновь стать по-настоящему захватывающим зрелищем: есть и великие игроки, и отличные тренеры. Считаю, что нужно идти другим путем - сделать так, чтобы клубы чувствовали себя более защищенными. Поражение - неотъемлемая часть любой игры, и через это рано или поздно приходится пройти всем. Нужно сделать так, чтобы вылет из турнира не грозил отдельно взятому клубу финансовым крахом. Только снизив давление на клубы, мы сможем добиться раскрепощения футбола.
- Считаете, что можно обойтись без изменений в правилах игры?
- Если изменения и нужны, то не глобальные. Хотя различных инициатив на эту тему хватает: одни предлагают увеличить размер ворот, другие - играть девять на девять... В ответ я всегда говорю: "Отлично! В таком случае почему бы нам не играть двумя мячами?" Вот только важно понимать, что это будет уже не футбол, а какая-то другая игра. Стоит ли изменять футбол до неузнаваемости?
- Как относитесь к тому, что в футбол вкладывается все больше денег?
- Нормально отношусь. В конце концов, это началось не сегодня и даже не вчера. В футболе всегда было много денег, по меркам конкретного исторического периода. Когда я переходил в "Ювентус", у этого клуба были большие деньги. У "Милана" Сильвио Берлускони тоже были большие деньги. Сейчас они есть у "Челси" Романа Абрамовича. Ничего плохого в этом нет. Важнее другое. В жизни, если ты хочешь купить "Феррари", ты должен выложить кругленькую сумму. В футболе иногда бывает, что люди покупают "Феррари", не имея достаточно денег, чтобы за нее заплатить. И это неправильно.
- Что вы думаете о развитии футбола в России в целом и о приглашении на пост главного тренера сборной Гуса Хиддинка в частности?
- Тот факт, что сборной России теперь руководит Гус Хиддинк - это, конечно, неплохо. Но результаты сборной, при всем к ней уважении, вовсе не самое важное, если смотреть на футбол глобально. Важнее вспомнить о социальной роли футбола и заложить основы для его развития. Кстати, как раз на эту тему мы говорили сегодня с президентом РФС Виталием Мутко. И должен сказать: то что они фонд Романа Абрамовича делают для развития футбола в вашей стране - очень хорошо. Моя мечта - чтобы ваши дети через 20 лет играли в футбол. Это важнее, чем победы и поражения сборной.
- Вы сделали блестящую карьеру как профессиональный футболист, возглавляли национальную сборную своей страны, а затем организовали у себя на родине чемпионат мира. Наконец, вы много лет входили в исполкомы УЕФА и ФИФА. Что из вышеперечисленного было наиболее интересно?
- (После паузы.) Очень хороший вопрос... Думаю, это зависит от возраста. Будь мне сейчас 20 лет, я бы предпочел снова гонять по полю мяч и радовать болельщиков своей игрой. Но сейчас я стою на пороге нового для себя свершения и не сомневаюсь, что в новом качестве смогу продолжить работу на благо футбола. Я очень хорошо знаю футбол и отлично представляю себе, что необходимо сделать для того, чтобы он стал еще лучше.
- Неужели после всего, что вы сделали для футбола, вам не хочется наконец-то от него отдохнуть?
- Верите ли, многие советуют поступить именно так. Но я не устаю идти вперед. Потому что хочу стать человеком, который сумеет объединить футбольную семью.
Павел НОВИКОВ