Григорий Суркис: Россия и Украина в одном чемпионате? Это нереально
Григорий Суркис оказался в щекотливом положении. Руководитель Украинской федерации футбола, прилетевший в Израиль прямиком из Германии с выборов президента УЕФА, голосовал там за проигравшего в итоге Леннарта Юханссона. Закавыка в том, что Украина вместе с Польшей серьезно претендуют на Евро-2012, и непонятно, как теперь поведет себя новый президент УЕФА Мишель Платини...
ЗАЧЕМ СМОТРЕТЬ В ПАСПОРТ ЮХАНССОНА
— Победа Платини на выборах – сенсация?
— Перед их началом сложно было делать прогноз. Юханссон – опытнейший человек. На протяжении 17 лет он успешно руководил европейским футболом. Но ему уже 77... Платини – в прошлом великий игрок, к тому же он моложе. Ему только 51 год.
Но мне не нравилось, что шведу ставили в вину его солидный возраст. Если он хорошо себя чувствует, у него отлично работают мозги и он грамотно руководит, зачем смотреть ему в паспорт?
— Платини знает, за кого вы голосовали?
— Не скрываю — поддерживал Юханссона. И, между прочим, сказал об этом Платини. В то же время я думаю, что Мишель способен умело управлять европейским футболом.
— Но революция неизбежна?
— Не думаю. После выборов футбольная европейская семья поделилась на тех, кто симпатизирует новому президенту, и тех, кто относится к нему с антипатией. Но спустя некоторое время, думаю, хорошие отношения в УЕФА восстановятся. Мне очень понравилось, что после избрания Мишель Платини вышел на трибуну и сказал: «Я открыт для всех вас. И хочу попросить Леннарта Юханссона помогать мне в управлении организацией, которая мне так же дорога, как и ему». Вот что значит благородный человек! Думаю, эти слова француза помогут нам объединиться. К тому же на банкете Платини говорил о том, что очень важно сделать все, чтобы Леннарт чувствовал себя комфортно. Велика вероятность того, что швед продолжит работу в УЕФА.
УКРАИНА И ПОЛЬША – ФАВОРИТЫ ГОНКИ ЗА ЕВРО-2012
— Что теперь будет с вашей заявкой на Евро?
— В Украину и Польшу приезжали эксперты УЕФА. После общения с ними у меня сложилось впечатление, что именно наши страны являются фаворитами. Верю, что политики и футбольные функционеры обеих стран сумеют убедить УЕФА в том, что мы можем провести турнир на высочайшем уровне. Я считаю, что мы способны построить все необходимые сооружения уже к середине 2010 года. В том числе и новый чисто футбольный стадион в Киеве.
— Платини, кстати, предлагает новый формат чемпионата – 24 команды вместо 16. Как вам это предложение?
— Поддерживаю! Причем впервые по новой схеме турнир может пройти уже в 2012 году. И решение будет приниматься на Исполкоме УЕФА в Киеве.
— Но когда вы подавали с Польшей заявку, речь шла о 16 сборных…
— Не буду скрывать – есть некоторые сложности. Ведь поначалу каждая из стран рассчитывала на то, чтобы принять по восемь команд. Но не вижу большой проблемы, если это число увеличится до 12. Уже после того, как мы подали заявку на проведение турнира в трех украинских городах – Киеве, Донецке и Днепропетровске, к нам обратились руководители Одессы и Харькова. Они очень хотели, чтобы их города внесли в заявку как резервные. Так что можем задействовать и их.
СОВМЕСТНОГО ЧЕМПИОНАТА НЕ БУДЕТ
— Еще одна реформа Платини – максимально возможную квоту в Лиге чемпионов от одной страны сократить с четырех до трех. Хорошая идея?
— Я не в восторге от нее. Платини говорит о том, что клубное представительство одной страны может быть сокращено до трех уже в 2009 году. Но это вызовет недовольство ведущих футбольных держав, от которых во многом зависит интерес к турниру. Надо отдавать себе отчет в том, что любые, даже минимальные изменения могут сломать всю конструкцию. Надеюсь, что мудрость Платини и других членов УЕФА позволит сдерживать революционные настроения некоторых групп…
— Второй год подряд на Кубке Первого канала в Израиле речь заходит о том, что стоит подумать об объединении чемпионатов России и Украины. По-вашему, это утопия?
— Это не утопия. Но нужно понимать реальную ситуацию. Вот вам пример, а вы уж сами делайте выводы. На последнем заседании исполкома УЕФА мы рассматривали вопрос о разрешении создания Балтийской лиги. Речь шла о том, чтобы по четыре команды из Латвии, Литвы и Эстонии играли в одном турнире, который проводился бы в формате Лиги чемпионов и шел параллельно национальным чемпионатам. При этом он не имел бы отношения к распределению мест в еврокубках.
Тем не менее эта идея не понравилась членам исполкома. И хотя разрешение прибалты все-таки получили, существуют два ограничения. Во-первых, право на проведение турнира им дано пока лишь на один сезон. А во-вторых, в его названии не может использоваться слова «лига».
Я клоню вот к чему: для того, чтобы получить соответствующее разрешение на проведение совместного первенства, нужно пройти массу инстанций. Причем не только в УЕФА, но и ФИФА. Вряд ли эту идею можно реализовать.
КУБОК СОДРУЖЕСТВА ЖИВ, НО…
— Кубок Первого канала за два года убил интерес к Кубку Содружества…
— Если он проводится, значит – живой. Но я понимаю, о чем вы спрашиваете. Главный вопрос – нужно ли это состязание? Мой ответ – да.
— Зачем, если Россия и Украина привозят вторые составы, а иные страны отказываются командировать чемпионов?
— Я не знаю другого такого турнира, где встречаются старые друзья, а у молодых футболистов появляется хорошая возможность продемонстрировать свой талант.
— Вам нравятся сроки и место проведения турнира?
— Считаю, что старт Кубка Содружества должен быть сдвинут на две недели вперед. Где играть? Думаю, в теплой стране. Например, в Узбекистане. А затем поочередно в других государствах, где в феврале хорошая погода и есть необходимая инфраструктура.
— В каком формате?
— Нынешний, безусловно, следует поменять. А после всего этого решить финансовый вопрос. Как? Думаю, если за одним столом соберутся представители федераций стран, на протяжении 15 лет принимающих участие в Кубке Содружества, то мы найдем выход…
Олег Сокол