Андреа Пирло: Миланский колокольчик
Почему-то этот прекрасный футболист несправедливо обделен вниманием прессы. Даже после победного для сборной Италии чемпионате мира об Андреа Пирло вспоминали куда реже, чем о Каннаваро, Буффоне, Тони, Матерацци и даже Де Росси. А ведь в трех из семи матчей, проведенных «Скуадрой адзуррой» на мундиале, именно Пирло признавался лучшим игроком – больше, чем кто-либо другой. Его гол в ворота сборной Ганы стал украшением турнира. Ему выпало начинать серию пенальти в финале, и со своей миссией он справился безупречно. А еще Андреа Пирло по прозвищу «Колокольчик» – наглядный пример того, что никогда не поздно менять амплуа. Ведь из заурядных форвардов порою получаются превосходные полузащитники.
ЧУДАК ИЗ БРЕШИИ
Надо признать, что с фамилией нашему нынешнему герою не очень повезло. Ибо самое мягкое значение слова «pirla» – чудак. Происхождение подобной фамилии остается загадкой, равно как откуда пошли Буффоны (клоуны), Брокки (глупцы) и так далее. Но если с фамилией как таковой Андреа не повезло, то с фамилией как с семьей – более чем. Отец Луиджи Пирло было далеко не чудак. Начав рабочий путь простым слесарем-жестянщиком, он со временем стал одним из самых успешных в Брешии предпринимателей, владельцем двух металлоремонтных мастерских. Бизнес приносил неплохой доход, и супруга Ливия могла не работать, а посвятить себя воспитанию двух сыновей – Ивана и Андреа.
Футболистом Андреа стал благодаря старшему брату, который считался ни больше ни меньше королем дворового футбола Брешии. Поэтому игры с участием братьев со смешной фамилией собирали немало зрителей, ведь и Андреа весьма неплохо управлялся с мячом, даром что был моложе тех, с кем играл, на четыре года. И болельщики «Брешии» мечтали о тех временах, когда братья вырастут и покажут себя на футбольном поле во всей красе.
Брешия – город небольшой, и весть о футбольных подвигах двух мальчишек быстро разнеслась по всем домам. Родителям не оставалось ничего иного, как послушать соседей и отдать Ивана, а затем и Андреа в футбольную школу.
Говорят, Иван считался более перспективным. Но во взрослом футболе у него отчего-то не сложилось. В довольно скромной «Брешии» он так и не заиграл и провел всю карьеру в серии С. Андреа же стал одним из тех, кому покорился Кубок мира.
МОЛОДОЙ ДА РАННИЙ
Как было сказано выше, Иван считался потенциальной мегазвездой. Но это не означает, что младший брат был сереньким мышонком. Отнюдь. Послушаем первого тренера Пирло Андреа Клеричи: «Он умел делать все – сложнейшие трюки, виртуозно обращался с мячом. И при этом раздавал отменные, очень точные передачи».
Андреа был зачислен во взрослую команду «Брешии» в 14 с небольшим лет, в шестнадцать впервые вышел на поле в основном составе. Столь ранним дебютом паренек обязан румыну Мирче Луческу, нынешнему тренеру «Шахтера». В середине 90-х Луческу работал с «Брешией» и довольно быстро разглядел в хрупком игроке незаурядного футболиста. Рассказывают, что на одной из тренировок Луческу с кулаками набросился на защитника, совершившего грубый подкат против юного нападающего. Побить не побил, но крики румына «Что ты делаешь, изверг, это же второй Баджо!» вошли в историю. Самому Андреа было в тот момент больно, но сравнение с великим «Хвостиком» стало самым лучшим лекарством.
Молодой футболист довольно быстро обжился в составе «Брешии». Специалисты поражались, насколько спокойно и невозмутимо держался Андреа на поле. Летом 1998 года «Брешия» не удержалась от соблазна и продала «второго Баджо» в миланский «Интер». Инициатором приобретения стал тренер «нерадзурри» Луиджи Симони, связывавший большие надежды с парой молодых длинноволосых нападающих Андреа Пирло – Никола Вентола. В частности, в Пирло видели замену Баджо, к тому времени тоже перебравшемуся в «Интер».
Молодые и длинноволосые с лучшей стороны проявили себя в товарищеском матче с «Ливерпулем». Президент Массимо Моратти, присутствовавший на этом матче, поинтересовался у руководителей «Ливерпуля», сколько стоит Майкл Оуэн, чья звезда тогда стремительно всходила. Получив ответ «50 миллионов долларов», Моратти нашел, что сказать: «Тогда наш Пирло стоит все сто».
Но в «Интере» Андреа не заиграл. Что, впрочем, и неудивительно. Не один он такой. Нестабильность на тренерской скамейке, ротация игроков, прозябание на лавочке – все это не способствовало раскрытию потенциала молодого футболиста. Пришедший в «Интер» осенью 99-го Марчелло Липпи и вовсе забраковал юного брешианца, при том что и Баджо угодил в немилость новому тренеру. Липпи не стал возражать против сдачи Андреа в аренду «Реджине». Со временем знаменитый тренер признает свою ошибку, и Пирло станет ключевым игроком «Скуадры адзурры». Но тогда молодой форвард был сослан в заштатный клуб.
Андреа уехал в Реджо-ди-Калабрию нападающим, а на новом месте стал атакующим полузащитником. Тренер «Реджины», заметив, что в атаке у молодого игрока не все ладится, предложил тому поиграть оттянутым форвардом или даже атакующим хавбеком. То есть занять ту же позицию, что и его кумир Роберто Баджо. Перемена позиции пошла на пользу. Кроме того, Андреа проявил себя исполнителем штрафных и дальнобойщиком. Причем голы получались на редкость красивыми.
СНОВА РЯДОМ С БАДЖО
Из аренды Андреа вернулся в «Интер», но там его ждало разочарование. Тренер Марко Тарделли, не глядя, поставил на Пирло крест. «Мне не нужен этот футболист», – заявил чемпион мира-82 руководству клуба. Он тоже признает свою ошибку через несколько лет. Но тогда, не сыграв ни единого матча за «нерадзурри», Андреа был без особого сожаления отпущен в родную «Брешию». Куда несколькими месяцами назад списали и Роберто Баджо.
Перед наставником «рондинелли» Карло Маццоне стояла нелегкая задача: найти место на поле и для Баджо, и для Пирло. Тогда опытный тренер оттянул Андреа еще глубже – на позицию опорного полузащитника. И угадал. «Андреа оказался очень хорош в отборе. Скорость и мышление форварда позволяли ему предугадывать действия соперника, перехватывать мяч и начинать атаки. Каждый перехват Пирло – это новая атака, как правило очень опасная», – вспоминает Маццоне.
По душе тренеру пришлись и личностные качества Андреа. «Очень пунктуальный, дисциплинированный, вежливый игрок. Мало говорит и много действует».
В «Брешии» образовалась замечательная центральная ось: Пирло – Баджо – Дарио Хюбнер. Необходимо заметить, что Андреа начинал большинство атак. Сам не забивал, но своими голами и Роберто, и Дарио были во многом обязаны своему молодому партнеру.
АРХИТЕКТОР, ГЕНИЙ, КОЛОКОЛЬЧИК
Но «Брешии» понадобились деньги, поэтому клуб решил продать своего воспитанника. Была достигнута предварительная договоренность с «Пармой», после чего Андреа с женой Деборой и маленьким сыном Никколо отправились в отпуск на Сейшельские острова.
Именно на отдыхе футболиста застал звонок вице-президента «Милана» Адриано Галлиани. «Привет, Андреа. Не хочешь ли поиграть у нас? Если надумаешь, то позвони».
Вот так прямо из отпуска Пирло приехал в Милан, когда-то отвергнувший юного провинциала. Но уже в другой клуб – «Милан». «Интер», которому частично принадлежали права на футболиста, не возражал против сделки. Видимо, полгода, проведенные тем в «Брешии», не убедили даже Моратти, когда-то оценивавшего Андреа вдвое дороже Оуэна.
Карло Анчелотти не стал экспериментировать с местом Пирло на поле. Сразу определил его в опорники. И на этой не самой творческой позиции Андреа проявил себя как незаурядный мастер. Отсюда и его прозвища: Профессор – за светлую голову, Метроном – за четкость и безошибочность, Гений – тут комментарии не требуются, Архитектор – тоже все понятно. Но самым распространенным прозвищем, полученным уже в миланскую бытность, оказалось Кампанеллито – Колокольчик.
Колокольчиком Пирло стал с легкой руки комментатора Карло Пелегатти, который, в свою очередь, усмотрел сходство полузащитника с одним из персонажей популярного в Италии мультфильма. Это имечко пришлось по вкусу и самому футболисту, и болельщикам.
«ЖАЛЬ, ЧТО ОН НЕ БРАЗИЛЕЦ!»
«Милан» стал для Андреа родным домом. Сегодня очень сложно представить «россонери» без этого необычайно полезного игрока. Отсюда он получил и первый вызов в национальную сборную.
Андреа поиграл в разных юношеских и юниорских командах, но затем цепочка прервалась. Оценил полезность Колокольчика для национальной команды не кто иной, как Марко Тарделли, посчитавший Андреа бесполезным в бытность тренером «Интера». Правда, задействовать его в своей команде Тарделли уже не успел. Зато Джованни Трапаттони воспользовался рекомендациями своего молодого коллеги и пригласил Андреа. Но при «маэстро Трапе» Колокольчик ключевым игроком сборной не стал, в основном довольствовался выходами на замену да подменял травмированных с дисквалифицированными. Зато при Марчелло Липпи Андреа занял место в центре полузащиты, и представить без него «Скуадру адзурру» стало невозможно.
«Как жаль, что Пирло – итальянец, а не бразилец. Иначе бы я непременно взял его в нашу сборную», – сказал Карлос Алберто Паррейра, главный тренер богатой на футбольные таланты Бразилии. Чего стоит пас Пирло на Гроссо на 119-й минуте тяжелейшего полуфинального матча с немцами! Тут любой бразилец позавидует итальянцам, имеющим в составе такого игрока.
Пирло выполняет штрафные едва ли не лучше всех в Италии. Причем секрета из своего мастерства он делает. «Это подсмотрел у Жунинью, то – у Бекхэма, прочитал где-то, что при штрафном надо бить по мячу только тремя пальцами, тогда траектория сразу станет необычной». Вот так все просто на словах.
А вот с пенальти у Кампанеллито возникали проблемы: два его промаха стали роковыми. Осенью 2003 года в поединке за Межконтинентальный кубок Пирло не смог переиграть голкипера «Боки Хуниорс» Роберто Аббодансьери, а в мае 2005-го в финале Лиги чемпионов его удар парировал голкипер «Ливерпуля» Ежи Дудек. В обоих случаях промахи Андреа (не только его, конечно, но все же) стоили «Милану» трофеев. И Андреа дал слово больше не подходить к точке.
Но в финале чемпионата мира Марчелло Липпи именно ему доверил нелегкую задачу – нанести первый удар в серии 11-метровых. Промахнись Пирло – и все могло сложиться иначе. Но мяч лег в сетку, заклятие было снято, а Италия в четвертый раз стала сильнейшей в мире.
ГЛАВНЫЙ БОЛЕЛЬЩИК
Свою первую и единственную любовь – Дебору – Андреа встретил еще в 18 лет. Но развитию отношений помешал его отъезд в «Интер». Родители не отпустили девушку в Милан, и влюбленные виделись нечасто – только во время приезда Андреа в родной город. И все же молодые люди летом 2001 года поженились. Дебора даже была рада, что у супруга не заладилось в «Интере» и он вернулся в родной город.
Первенец Никколо появился на свет в Брешии, но большую часть своей жизни провел в Милане. Четырехлетний сын уже разбирается в футболе и не пропускает ни одного матча с участием папы. «Мой главный болельщик», – любит говорить Андреа.
Главный болельщик внес свою лепту в победу итальянцев на чемпионате мира. Перед матчем с Ганой Пирло звонил домой и долго разговаривал с Никколо. «Я пообещал ему забить, теперь мне не отвертеться», – шутил Пирло, поразивший ворота ганцев пушечным ударом с 25 метров. С тех пор звонки сыну перед матчами сборной Италии стали традиционными. Может, этим и объясняется великолепная игра Колокольчика в главных встречах?
Год назад Андреа стал отцом во второй раз – теперь Дебора подарила ему дочку Анджелу. Скоро компанию главному болельщику будет составлять и главная болельщица.
Семья Пирло избегает светской жизни. Андреа и Дебору не встретишь на светских раутах, зато их можно увидеть на шопингах, особенно во время распродаж. Кроме того, в жизни Андреа находится место и другим видам спорта. Колокольчик считается лучшим теннисистом «Милана», а с недавних пор стал заядлым игроком в гольф. Говорят, к элитарной игре Пирло приобщил его бывший одноклубник Андрей Шевченко.
Олег ТИМОФЕЕВ