Маттиас Заммер: У нас выпало целое поколение
В марте прошлого года Немецкий футбольный союз (НФС) впервые утвердил должность спортивного директора. Роль первопроходца была поручена Маттиасу Заммеру, с которым был подписан контракт на пять лет. Выбор НФС многие специалисты расценили как серьезный шаг, ведь немецкий футбол, несмотря на эйфорию, охватившую страну после успешного выступления национальной сборной на ЧМ-2006, нуждается в срочном и качественном улучшении.
В своем первом интервью после вступления в должность, которое Заммер дал еженедельнику «Шпортбильд» и которое фактически явилось его программной речью, спортдиректор НФС с характерной для него откровенностью заявил, что в немецком футболе еще долгое время не все будет гладко. Слишком тяжелым, по его мнению, оказался груз упущений и недоработок, возникший в результате пренебрежительного отношения к подготовке резерва.
— Каковы же итоги первого года вашей работы?
— Мы кардинально изменили и расширили все составляющие процесса подготовки футбольной смены. Создана группа специалистов, которая призвана работать с наиболее одаренными ребятами в рамках единой философии футбола для сборных всех возрастных категорий. С каждой из них, начиная с команды 15-летних ребят, будет трудиться свой врач-физиотерапевт, будут усилены медперсонал и группа психологов, а в ближайшем будущем все сборные получат в свое распоряжение и тренера по фитнесу.
— Что нового еще?
— Мы ввели такое понятие, как анализ продемонстрированного каждым игроком уровня игры, своего рода диагностику показателей юного футболиста. Все игры юношеских и молодежных сборных теперь записываются на видео, после чего подвергаются тщательному разбору. Делается это с одной целью — наглядно продемонстрировать игрокам, какой именно игры ждут от них тренеры. Наступательная тактика и игровая философия национальной сборной являются ориентиром для сборных всех возрастных категорий.
— Вы обращали внимание на отсутствие личностей. Как будет решаться эта проблема?
— Только при условии, если мы сумеем развить лидерские качества у 15—16-летних ребят. Я хочу, чтобы лидеры среди юных футболистов появлялись уже в этом возрасте. Кто руководит обороной? Кто отвечает за центр поля? Кто главный в нападении? Должна существовать ось из 4—5 игроков. Мы уже договорились с тренерами, что в этих игроках следует развивать ответственность к руководству на поле.
— Юрген Клинсманн тренировал сборную под девизом: «Мы — одна команда!». И бундестим стала третьей в мире...
— Успех сборной и возможная победа немецкого клуба в Европе не должны никого ослеплять. У нас налицо большая проблема — мы упустили среднее поколение, и в возрастной категории Баллака, Фрингса, Шнайдера слишком мало игроков их уровня, хотя поколение 30-летних должно было стать абсолютным лидером.
— Какие последствия нам грозят?
— Отсутствие лидеров приводит к тому, что молодые игроки, прежде всего в клубах, видя, что их более возрастные одноклубники не превосходят их в мастерстве, чтобы пробиться наверх, вынуждены идти своим путем, порой создавая конфликтные ситуации в команде. По-настоящему преодолеть наши проблемы удастся только следующему поколению немецких футболистов, то есть Швайнштайгеру, Ламу, Мертезакеру, Метцельдеру. Они еще молоды, но уже являются лидерами и, что очень важно, смогут помочь советом и своим примером тем, кто пришел в клуб из группы подготовки. Вот тогда мы опять сможем говорить друг другу, что входим в группу лидеров мирового футбола. Европейскими середнячками мы были, когда находились в своей самой тяжелой фазе.
— Насколько важной в этом отношении могла бы стать победа на ЧЕ-2008?
— Сейчас мы вновь в состоянии победить в Старом Свете, и этот успех, безусловно, сопровождался бы появлением еще более сильных личностей. Если Баллак станет чемпионом Европы, то, думаю, будет положен конец дискуссии о том, что ему не хватает большой победы. Мы должны гордиться, что Михаэль выступает за такой топ-клуб, как «Челси», и если после многих национальных титулов он добьется успеха со сборной, то станет именно тем лидером, который всем нам необходим. То же самое можно сказать и о Фрингсе.
— Вы хотите развивать уличный футбол. Каким образом?
— Чтобы привить 10—11-летним мальчишкам любовь к настоящему футболу, нужно увеличить время, посвящаемое игре. Мы слишком рано начинаем работать над техникой, тактикой, физикой, координацией. Нам даже удается заставлять 10-летних мальчишек играть на большом поле и загонять их в жесткие тактические схемы. А потом мы не перестаем удивляться, что в игре пропадают осмысленность, непринужденность и легкость. Суть уличного футбола — игра трое на трое, четыре на четыре на маленьком поле — должна стать основой тренировок клуба в этой возрастной категории.
— Но для этого необходимы хорошо подготовленные тренеры с соответствующим образованием.
— Вот именно. Все вокруг кричат, что работу по подготовке резерва должны вести лучшие тренеры. Однако никто ничего не делает, чтобы создать необходимые условия для этих тренеров. Мы должны добиваться того, чтобы в молодежных командах работали специалисты высокого уровня со значительно большим окладом, а профессиональные клубы должны иметь в своем штате тренера по работе с молодежью.
— Что беспокоит вас больше всего?
— Из уст политиков звучат прекрасные слова о спорте, однако пока незаметно, чтобы они вообще чувствовали ответственность за то, что должны принимать разумные решения, касающиеся объема и содержания физического воспитания в школе. Что касается участия в этом важном деле представителей бизнеса, то, на мой взгляд, крупные концерны принимают участие в сравнительно небольших проектах. Все работают без плана и цели и утопают в мелочах.
Сергей Стельмах