Киевская сказка: как динамовцы из Шахтера конфетку делали
Воспитанников Динамо в Шахтере играло не так уж мало, причем во все времена. Но так, чтобы приходили парами - это все-таки редкость. Самый известный пример - Валерий Лобановский и Олег Базилевич. Но в те же времена, в 60-е годы, перебрались в Донецк еще два футболиста, и тоже вместе - менее известные, но свой след оставившие, а в компании с упомянутыми знаменитыми киевлянами образовавшие нечто и вовсе уникальное. Terrikon.com вспоминает о сказке 1967, в которой участвовала вся эта компания...
В 1965 Шахтер принял двух молодых киевлян, один из которых, впрочем, киевлянином не был. Станислав Евсеенко родился в городе с интересным названием Новая Прага Кировоградской области, там же учился футболу, там же начал играть в кировоградской Звезде (третий союзный дивизион), провел там почти два сезона - и, наконец, был замечен киевскими селекционерами. Предложение принял не сразу, было страшно - но выбора ему, как он вспоминал, просто не оставили ("Или будешь играть за Динамо, или нигде"). Поехал.
Второй из этой пары - Анатолий Пилипчук. У этого сложилось наоборот. Родился в Киеве, занимался здесь же, в одной из киевских ДЮСШ. Играл легко и просто, но технично и быстро, отлично комбинировал с партнерами - в общем, внимание на себя обращал. И в 18 лет был взят в дубль Динамо, куда отлично вписался и имел хорошие перспективы - киевская команда тогда как раз перестраивалась, после чемпионского сезона 1961 наступил спад, в общем, талантливой молодежи вроде бы давали дорогу.
В 1963 в Динамо появился Евсеенко, который был моложе Пилипчука на год. Они встретились в киевском дубле, где получили игровое время, забивали - но, естественно, думали о повышении. Сейчас можно только гадать о том, что могло быть, если бы... Если бы, например, в команду не пришел великий тренер Виктор Маслов. Но какая разница? Маслов пришел - и начал чистить состав, избавляясь от игроков, не принимавших его идеи и не соответствовавших его представлениям о футболисте. Пилипчук и Евсеенко еще молоды были, чтобы иметь какие-то мнение перед тренером, но вот в концепцию его точно не вписались.
В конце 1964 огромная группа игроков Динамо была освобождена и начала искать себе новые команды. Тут двоим молодым форвардам и привалило предложение от Шахтера - далеко не последней команды в союзной иерархии. И они переехали в Донецк.
Тогда главным нападающим Шахтера был Юрий Ананченко. Но, на свою беду, он получил суровую травму и выпал почти на весь сезон. Это заставило тренера Олега Ошенкова перекраивать состав, искать новые сочетания форвардов. Пилипчуку место в составе нашлось довольно быстро. Евсеенко пришлось пострадать в дубле, но однажды он отличился так, что тренеры ахнули. "В матче молодежных команд в Ростове я забил, наверное, лучший гол в своей жизни. Подхватил мяч у наших ворот, обыграл восемь соперников и точно пробил", - вспоминал Евсеенко. Техникой его Бог не обидел, но тут он показал, как может конвертировать ее в забитые мячи.
Стать донецким Марадоной, однако, у него не получилось - во взрослом чемпионате так резвиться не давали. Тем не менее, в основной состав он вошел, а в сезоне 1966 стал лучшим бомбардиром Шахтера - 8 голов (такие тогда были показатели у лучших бомбардиров). Параллельно в команде свое дело делал и Пилипчук, на его счету в том году - 4 мяча. В Шахтере начиналась большая перестройка, кубковые герои начала 60-х один за другим уходили в тень. Почти перестал забивать, например, некогда результативный Дмитрий Мизерный, не было больше в составе еще одного меткого форварда - Анатолия Родина. В итоге, Пилипчук и Евсеенко играли постоянно и быстро стали любимцами дончан.
А на следующий год, в 1967, произошло событие, о котором потом еще долго вспоминали. Шахтер пополнили два легендарных киевлянина, два чемпиона ССР 1961 - Валерий Лобановский и Олег Базилевич. И сложилось немыслимое - четыре бывших игрока Динамо в передней линии. Перераспределив роли в атаке, они стали поражать ворота соперников почти в каждом матче. В том чемпионате Лобановский забил 9 голов, Базилевич - 7, Пилипчук - тоже 7, Евсеенко - 4. В сумме - 27 голов из 43, забитых в чемпионате "горняками" (то есть, 63 процента). Никогда, наверное, не был так весом киевский вклад в донецкое дело. И, пожалуй, то была сильнейшая линия нападения за все 60-е годы. Да и команда смотрелась, заняла 6-е место из 19 – один из лучших показателей за десятилетие. Игра у команды шла – легкая, изобретательная игра, в которой взаимопонимание множилось на дисциплину и фантазию. О Шахтере писала центральная пресса, трибуны всегда были забиты под завязку…
Но долго это счастье не продлилось. У Лобановского, который исполнял первую скрипку в этом квартете и нередко корректировал на поле тренерский план, начался разлад с Ошенковым, Базилевич вовсе сник. Евсеенко с 6 голами стал лучшим бомбардиром Шахтера в сезоне 1968 – но былой игры уже не получалось. Сказочная киевская четверка развалилась, оставив по себе только радужное воспоминание.
Евсеенко с Пилипчуком доиграли до начала 70-х (Пилипчук, правда, на год уходил в Динамо). По-прежнему оставались на виду, но команду изрядно лихорадило – 14-е место, 10-е, снова 10-е. Убрали Ошенкова, началась дикая тренерская чехарда. Закончилось все bылeтом в Перовую лигу. Но к тому времени пара форвардов уже ушла в Днепр, который возглавил молодой тренер Лобановский. Они не сомневались, что с ним будет интересно. В принципе, так и получилось.