Мирча Луческу: Хотите, чтобы я объяснил философию нашей игры?
Сегодняшний "Шахтер" и весенний - это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Команда уверенно лидирует в национальном чемпионате, намного опережая ближайших преследователей, и просто блестяще выступает в основном раунде Лиги чемпионов, где также является единоличным лидером, одержав две победы в двух матчах. Подопечные Мирчи Луческу демонстрируют яркую, интересную и содержательную игру и совсем не напоминают себя самих в концовке минувшего чемпионата. А ведь в нынешнем году "Шахтер" покинули пятеро ключевых игроков - Агахова, Тимощук, Матузалем, Элано и Марика. Однако команда вовсе не стала слабее. Даже наоборот - сильнее. "Отряд не заметил потери бойцов"?
- Четвертый год мы ставим команде игру, которую мои подопечные поняли и выучили, - говорит Мирча Луческу. - Против нас очень сложно играть. "Шахтер" всем создает большие проблемы. Но в такой игре, которую я проповедую и ставлю, каждый футболист должен действовать на благо команды, а не исключительно на себя. Но бывает и так, что кто-то хочет выделить только себя, и тем самым делает команду зависимой от своих действий. Такими в последнее время были Матузалем и Элано. И тот, и другой после поражения от "Севильи" прекратили играть на команду, думали только о себе и собственном имидже для того, чтобы уйти в другой клуб. То же самое можно сказать и о Марике, который был недоволен своим положением в команде, постоянно высказывал по этому свое недовольство и нежелание остаться в "Шахтере". Но я знал, что за их спиной есть голодные игроки, которые уже выросли и которым нужно и должно доверять. Так что никакой боязни за будущее команды, когда мы прощались с Мату, Элано и Марикой, я не испытывал. Пожалуй, единственной, очень важной для нас фигурой был Тимощук. Но и он после десяти лет пребывания в команде хотел новых ощущений и перемен. Что вполне нормально и понятно. Поэтому мы решили его отпустить и не чинили никаких препятствий. Однако "Шахтер" всегда открыт для Тимощука, и если когда-нибудь он захочет вернуться, мы с радостью его примем. Остальные сами приняли свое решение уйти. В том числе и Агахова. Он провел в команде больше пяти лет и утратил всякий интерес. Так что удерживать его в "Шахтере" не было никакого смысла.
- Вы много и часто говорите о философии игры возглавляемой вами команды. А не могли бы вы популярно объяснить ее основные принципы, и почему так сложно внедриться в систему игры "Шахтера"?
- Хотите, чтобы я объяснил философию нашей игры? Да об этом можно написать книгу!
- И все же...
- Хорошо, попробую... Все начинается с воспитания, отношений между игроками, селекции, подготовки, бесед, учебы, концепции и так далее. И только потом достигается определенный результат. Я очень часто разговариваю со своими подопечными и стараюсь, чтобы все, о чем я им говорю, они впитывали в себя. Кто этот режим понимает, тот и играет. Игра "Шахтера" базируется на атакующих действиях, и для этого мы исповедуем соответствующую тактику. В частности, это выход из обороны. Вы же видите, что мы не бьем мяч вперед, мы его контролируем. Впрочем, это надо объяснять игрокам, а не журналистам. На пальцах очень сложно показать, как мы меняем акцент атаки, как вскрываем один фланг, потом переводим мяч на противоположный, и за счет игроков, которые подключаются из глубины, создаем на этом участке поля численное преимущество. Ко всему прочему, необходимо соблюдать определенные принципы ведения игры как в обороне, так и в средней линии и в линии нападения. Все игроки должны их знать, соблюдать и разговаривать на одном языке. Но об этом долго говорить, так как на каждую линию приходится по 20 принципов. Например, при организации обороны существуют целые этапы. Наша игра очень реквизирована, футболист должен пройти целую школу, чтобы понять, чего мы от него требуем. И поэтому всем новичкам необходимо время, чтобы адаптироваться к нашему типу ведения игры, который не так легко понять и еще сложнее в него внедриться. И если футболисты не соблюдают те или иные принципы, то у них возникают проблемы. Те, кто уже долгое время в "Шахтере", уже знают, что и как делать, а те, кто недавно, - еще не совсем. И когда один винтик в командном механизме работает не так, как положено, на поле возникает непонимание, и игроки начинают нервничать. Уверяю вас, что все намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Этим мы занимаемся каждый раз при разборе игры и во время подготовки к матчу. И когда я говорю об организации игры, то имею в виду определенные вещи. И вовсе не случайно, что команды, в которых я работал, демонстрировали зрелищную игру и добивались определенных успехов.
- Можете сказать, что вы не лукавили, когда после матча с "Бенфикой" заявили, что не сомневались в победе?
- Да, это так. В "Бенфике" выступают футболисты очень высокого уровня, но мы победили их именно за счет лучшей организации игры. Но, повторяю, о ней можно написать целую книгу.
Эдуард КИСЕЛЕВ