Хенк ван Стее: "Шахтер" должен перестать покупать легионеров"
Прошел ровно месяц с тех пор, как голландец Хенк ван Стее возглавил академию донецкого "Шахтера". Самое время узнать первые впечатления, что мы и сделали, поприсутствовав на Интернет-конференции, организованной в среду пресс-службой "горняков".
- Надо очень много работать - как таковой единой академии у нас пока нет. То есть это не единая большая структура: каждый говорит только о своей команде. Создание большого клуба подразумевает наличие единой академии, в которой все работники должны знать, что у нас одна общая цель, а не разрозненные отдельные цели каждого. И эта цель - игроки для первой команды. Я рад здесь находиться и заниматься этой работой. Это позволило мне увидеть как много хорошего, так и достаточно негативных моментов.
- И что негативного увидели?
- Вот ведь странно, почему вас сразу заинтересовал негатив, - смеется Хенк.
- ОК, давайте из двух новостей сначала выберем хорошую. Итак, что понравилось?
- Очень вкусная еда, красивые женщины. А если говорить серьезно, то отношение окружающих ко мне здесь таково, что я чувствую себя как дома. Все ожидают, что мы должны построить что-то по-настоящему красивое и хорошее. Я вижу много открытых людей вокруг, которые всегда готовы помочь развивать структуру "Шахтера". Это очень важно, потому что в одиночку большие задачи никогда не решить.
- К негативу все-таки вернемся?
- Я уже сказал - пока каждый думает только о своей команде, о своей маленькой единице в академии. Скажем, тренер команды, к примеру, самого старшего возраста, думает только о ней и крайне редко смотрит на ребят, которые на два года младше. Он даже не задумывается, что пройдет пару лет и эти ребята уже будут в его команде.
- Вы осваиваетесь или работа уже кипит?
- Ничего значительного пока не произошло, начали с мелочей. Пока я больше присматриваюсь. Единственное, что поменялось, это то, что теперь я полностью отвечаю за все происходящее в академии. Я сразу дал понять, что все решения, касающиеся команд любого уровня, должны приниматься на так называемом тренерском совете. И только если не будет принято какого-то общего решения в кругу этих людей, то последнее слово останется за мной.
- Вы обещали представить помощника...
- Его зовут Патрик ван Леовен. Это не очень известное в Голландии имя, и многие удивились, что я его пригласил. Но моя жизненная философия такова, что для меня известные имена не так важны. В первую очередь важны люди, которые могут помочь мне построить что-то серьезное. Мой помощник - большой специалист по ребятам возраста U-8, U-9, U-10. Он уже 12-й год работает тренером и в течение семи лет возглавлял детский департамент "Фейеноорда" (возраст 7-12 лет). Последние два года он курировал международные отношения академии, путешествовал по всему миру, был в тех странах, где у нас есть филиалы. Это Гана, Кот-д`Ивуар, Польша, Венгрия... У него большой международный опыт работы с ребятами младшего возраста. И когда я думал о том, кого же мне взять в помощники, я подумал, что Патрик сможет многое дать нашим украинским ребятам.
- Он будет лично тренировать?
- Конечно, как и я. Сегодня я одет официально, потому что у нас с вами встреча. А обычно я в спортивном костюме либо в джинсах. Я работаю.
- Можно ли рассматривать приглашение вашего помощника как ставку на работу с детьми младшего возраста?
- Да, так можно сказать. В Голландии мы считаем, что с 8 до 20 лет каждый игрок должен получить все необходимые навыки, чтобы уже к концу обучения он стал "готовым продуктом". На данный момент приходится опираться в основном на удачу, так как в "Шахтере" к своему воспитаннику начинают относиться серьезно, только когда он уже попадает в третью команду. Никто не знает, какие знания ребята получают до этого. И это относится не только к "Шахтеру", а вообще к детским структурам украинских клубов. Я уверен, что каждый год минимум один игрок должен попадать в первую команду. Все возрастные группы должны работать на этот результат.
- Выходит, что остальные за счет работы тренеров "Шахтера" будут усиливать другие клубы?
- Это нормально. В "Фейеноорде" такая же ситуация: 90% воспитанников клуба играют в других командах страны. Но 10% игроков - лучших из лучших - должны оставаться в нашей команде. Я буду беседовать с Ахметовым и Луческу, чтобы ребятам давали шанс - месяц, два, три - показать себя в первой команде. Мне абсолютно непонятно, как можно делать большие инвестиции в развитие детско-юношеского футбола и не иметь никакой выгоды.
- Тем не менее, сейчас в основе "Шахтера" украинских игроков можно пересчитать по пальцам одной руки...
- Быть может, я сейчас скажу достаточно опасную вещь, но мне кажется, что нам стоит прекратить покупать слишком много игроков за границей. Я всегда считал, что три-четыре топ-футболиста - это оптимально, а 70% игроков команды должны быть местными воспитанниками. Я не говорю, что в первую команду нужно ежегодно брать по семь-десять молодых игроков, но два-три по-настоящему перспективных парня должны получить свой шанс. Когда у нас вся скамейка запасных состоит из иностранцев, а часть из них еще и сидят на трибуне, я этого понять не могу. Нужно начать хотя бы с того, чтобы наши парни заняли эти места. И это мое желание совпадает с желанием президента клуба.
- А если президент скажет вам, что первая команда нуждается в срочном приобретении, скажем, форварда "Фейеноорда"...
- Сначала я посмотрю, есть ли перспективные ребята у нас в академии, а потом уже буду думать. Причем, это моя позиция - если бы я работал в Голландии или Испании, или любой другой европейской стране, я бы говорил то же самое. Странно покупать легионеров, которые, по большому счету, не лучше некоторых местных ребят. Просто если много набрать иностранцев, то где найти место для наших талантов? Все уже занято. А если продолжать в том же духе, то лет через десять не найдется игроков для национальной сборной.
- Вернемся к учебному процессу. Кто-нибудь уже покинул академию после того, как вы ее возглавили?
- Я всем в академии сказал, что каждый имеет шанс, и все, кому надо улучшить свою работу, могут сделать это до конца июня. В конце марта я организую презентацию, на которой представлю 3-5-летний план развития академии. Надеюсь, что президент одобрит этот план, и тогда мы ознакомим с ним всех тренеров. До конца июня у них будет возможность учиться, развиваться. Если кто-то будет противиться нововведениям, то с такими специалистами нам придется расстаться. Но я заметил, что многие люди здесь хотят повысить свою квалификацию.
- А если текучка кадров будет слишком большой, стоит ли ожидать появления в академии иностранных тренеров?
- В первую очередь я хочу работать с украинскими специалистами. Легче всего взять и привезти тренеров из-за границы, но я хочу, чтобы молодые таланты воспитывали люди, у которых "Шахтер" в сердце. Ну а если таковых не окажется, то, быть может, придется поискать специалистов в других украинских клубах.
- Будете организовывать методологические семинары?
- Эта сфера ответственности не только "Шахтера", но и Федерации футбола Украины. Если три кита украинского футбола - "Шахтер", "Динамо" и ФФУ - будут работать сообща, то уровень развития детско-юношеского футбола на Украине будет расти. Исходя из своего опыта, я знаю, что обычно федерации и крупные футбольные клубы, как правило, не ладят. Однако я говорил с господином Ореховым, который курирует детско-юношеский футбол в Украине, и мне было очень приятно услышать, что он изъявил желание сотрудничать и развивать футбол в Украине и в этом регионе.
Андрей ПЕТИ, terrikon.dn.ua, "Салон Дона и Баса", 03.03.2006