Рождение Бригадира: как Шахтер получил новую легенду
Вспоминая славные моменты из прошлого "Шахтера", можно набрести на матчи, которые вроде бы особо ничего не решали, но оказались по-своему судьбоносными. Такой вот состоялся в Донецке 22 сентября 1974. В гости к "горнякам" прибыл казахстанский "Кайрат", середнячок Высшей лиги. Матч ничего примечательного не обещал. Но в итоге, оказался весьма важным в судьбе человека, который станет легендой клуба. Terrikon.com мысленно переносится в тот день...
Перед этим поединком команды провели по 22 матча. "Шахтер" с 24 очками шел на 7-м месте, у "Кайрата" было 20 очков (10-е место). В принципе, соседи по турнирной таблице и примерно равные по силам. Правда, "Шахтер" был на взлете, одержал 3 победы в последних 4 встречах и вообще, все в команде как-то вдруг наладилось, несмотря на травму главного креативщика Анатолия Конькова. Равноценную замену ему найти было невозможно, но в команде оказался человек, который решал игровую задачу "диспетчера" по-своему - не так тонко и глубокомысленно, но надежно и квалифицированно. Звали этого человека Михаил Соколовский.
Он проводил в "Шахтере" только первый сезон, придя из запорожского "Металлурга". Поначалу выходил почти исключительно на замену, причем тренеры куда только его не отряжали - и на фланги, и в опорную зону, и в атаку. Соколовский был старателен, хорошо понимал игру и на любой позиции выглядел компетентным. Но своего места в составе не имел - и как-то сложно было сказать, куда его лучше двинуть.
А потом случилась беда, которая оказалась для Соколовского удачей. Получил травму Коньков, и новичком заткнули "дыру" в составе. Это случилось в июне - ровно на половине турнирной дистанции. И дальше Соколовский выходил в "старте" уже постоянно, как условная замена капитану. По игре они были, конечно, совсем разными, но пользу приносили вполне сравнимую. Поэтому замену признали удачной, и тренера Юрия Захарова можно было поздравить с этим кадровым решением. Вообще-то он был не слишком успешен в своей работе - назначенный в связи с неожиданным уходом Олега Базилевича, пробыл на посту с января по август 1974 и был убран после того, как "Шахтер" завяз на 11-м месте. Но вот за ввод в состав Соколовского ему можно ставить плюс, и весьма жирный.
Соколовский играл на уровне партнеров с куда более солидным опытом выступлений в Высшей лиге. И голы забивал. Но в матче с "Кайратом", о котором мы ведем речь, случилось нечто качественно новое - он впервые выступил в качестве лидера команды. Выручил ее, повел за собой. Сделал то, за что впоследствии получит ник "Бригадир".
Что же там случилось, в этом матче с "Кайратом"? А вот что.
Шла 13-я минута матча, а на табло уже зияли цифры 0:2. Это нападающие алма-атинцев Владимир Чеботарев и Фарид Хисамутдинов дважды огорчили донецкого голкипера Юрия Дегтерева. Трибуны были в шоке, "Шахтер" - в ауте. Неизвестно, как пошли бы дела дальше, но тут же, моментально, сразу после второго пропущенного гола включился Соколовский - и ударом со средней дистанции (позже он станет для публики фирменным) сократил разрыв в счете. Появился смысл играть и бороться.
Вплоть до самого перерыва Соколовский был самым активным в составе дончан - и, по словам спортивного обозревателя "Социалистического Донбасса" Марка Левицкого, заводил команду и тащил ее за собой. А сразу после перерыва завершил усилия товарищей, забив второй гол. Как тут встрепенулась команда, как понеслась! Болельщики давно не испытывали подобной эйфории - казалось, что с таким драйвом "Шахтер" сметет какого угодно соперника, хоть "Баварию", хоть "Аякс". Продержавшись минут 20, "Кайрат" посыпался. Три гола Юрия Дудинского, Виталия Старухина и Владимира Сафонова установили окончательный счет - 5:2.
Так на глазах умиравшей от счастья публики "Шахтер" получил нового лидера. Так состоялось его окончательное признание - хотя и до того болельщики уже считали его своим, сразу угадав в нем что-то родственное тому футбольному стилю, который всегда любили и ценили в Донецке.
Любопытно, что сразу после этого феерического матча "Шахтер" неожиданно "поплыл". До конца чемпионата оставалось 7 туров - и больше команда не смогла выиграть ни разу (!), а проиграла - аж пять. В итоге, как горько сказал один болельщик после финиша: "Серебро уже звенело, а оказались на 12-м месте..." И возвращение Конькова не помогло - лидер уже ничего не мог наладить в разболтавшемся ансамбле.
Кстати, показательно, что выздоровление капитана не устранило Соколовского из состава. Его полезность к тому моменту стала уже настолько несомненной, что новый тренер Владимир Сальков понял: лучше не трогать то, что так хорошо работает. В итоге, он нашел вариант, при котором играют и Коньков, и Соколовский: первый - в привычной роли "диспетчера", второй - ниже, фактически - "опорником" (для этого из состава убрали неизменного прежде Валерия Шевлюка). Результата это, правда, не дало. Но в межсезонье Коньков ушел в киевское "Динамо", и Соколовский получил в "Шахтере" полную свободу действий. И стал в следующем, "серебряном" сезоне лучшим бомбардиром команды, затмив самого Старухина.